Несмотря на значительные изменения в заявленной программе и перенос ряда выступлений в онлайн-формат, фестиваль успел представить публике любопытные спектакли, на которых удалось побывать и нам.
Пятый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» проводится при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов. Основная программа фестиваля открылась постановкой независимого театрального проекта Montecchi vs opera. На суд москвичей и гостей столицы была представлена опера В.Беллини «Капулетти и Монтекки» на сцене Московского государственного академического детского музыкального Театра имени Наталии Сац.
Мировая премьера знаменитой оперы Беллини состоялась в Венеции в театре Ла Фениче 11 марта 1830 года, и в ее основу либреттист Феличе Романи положил альтернативную Шекспиру версию сюжета о Ромео и Джульетте, взятую из итальянских литературных источников.
В России знаменитый шедевр эпохи бельканто никогда не ставился, это первая попытка представить сценическую версию оперы на отечественной сцене. Романтическая опера-трагедия была представлена в полусценической редакции с элементами иммерсивного спектакля, что позволило зрителям почувствовать себя настоящими участниками театрального действия. Пространство зрительного зала и сцены объединено и превращено в огромный дом одного из веронских кланов. Рассаживаясь не только в зале, но и на сцене, зрители оказываются в едином поле с героями, эмоционально и физически проникая в каждую сцену.
Историю знаменитого противоборства кланов Капулетти и Монтекки, любви Ромео и Джульетты представила молодая команда постановщиков и исполнителей. В опере приняли участие оркестр «Новая Москва» (художественный руководитель коллектива и дирижер-постановщик спектакля – Даяна Гофман), вокальный ансамбль Arielle (художественный руководитель коллектива и главный хормейстер проекта – Эльмира Дадашева), артисты хора Театра имени Н.И.Сац, а также студенты ГИТИСа (мастерская Георгия Исаакяна) и небольшая группа миманса.
Автором идеи, руководителем и режиссером-постановщиком проекта стала Елизавета Корнеева. В связке с ней выступила художник-постановщик Екатерина Агений.
Интересная режиссура и простая стильная сценография, красивая музыка Беллини, прекрасные и молодые голоса солистов и хора представили качественное исполнение оперы и создали неповторимое настроение на многие дни.
Две недели спустя в том же месте, но уже на Малой сцене, исполнили оперу Филиппа Гласса «Жестокие дети», премьера которой прошла в марте этого года, перед самым началом самоизоляции.
Театр продолжает расширять и пополнять свой эксклюзивный репертуар. Как отметил художественный руководитель театра и режиссер-постановщик спектакля Георгий Исаакян: «Появление «Жестоких детей» – очень важный шаг для нас, еще один наш шаг в открытии неизвестных территорий современного театра».
Театр убедительно обратил внимание зрителей на возрастной ценз, указанный на афише: «16+». Это единственный спектакль в репертуаре театра, поставленный не для маленьких детей или подростков. Спектакль идет на французском языке с русскими субтитрами в переводе Александра Вартанова.
Даже профессионалы и меломаны не всегда знают об этом уникальном произведении, оно является частью оперной трилогии Гласса по текстам Жана Кокто, куда также входят «Орфей» и «Красавица и чудовище».
«Жестокие дети» любопытны уже тем, что оркестр – это всего лишь три фортепиано. Необычна и трагична сама история про детей-подростков, проводящих все свое время в комнате, из которой выхода нет.
С режиссером Георгием Исаакяном над спектаклем работали художник-сценограф Ксения Перетрухина, художник по костюмам Алексей Лобанов, художник по свету Евгений Ганзбург, музыкальным руководителем постановки выступила Алевтина Иоффе.
Медитативная однообразная музыка Гласса сначала увлекает, затем усыпляет, а в дальнейшем действует депрессивно (опера идет полтора часа без антракта). Спектакль невероятно стильный и притягательный, с драматичной развязкой и открытым финалом, поднимает важные проблемы взаимоотношений людей в современном мире, поиска смысла жизни и нахождения себя. От ответа на эти и многие другие вопросы зависит будущее не только оперы, но и наших детей.
Дмитрий ПАРНОВ, Владимир ЯРОЦКИЙ (фото), пресс-служба фестиваля «Видеть музыку»
Комментарии