В период проведения ЕГЭ в 2011 году начиная с досрочной сдачи специальная группа мониторинга Рособрнадзора проводила анализ интернет- и социальных сетей на предмет выявления образцов, частей и отдельных заданий КИМов, а также упоминания номеров участниками ЕГЭ до и во время проведения экзаменов.
Специалисты отмечают, что основными сайтами, которые занимались незаконной деятельностью в период государственной (итоговой) аттестации, были 4ege.ru, postupim.ru, Abiturient.pro, группы в социальных сетях Мой мир на mail.ru, ВКонтакте.Установлено, что на этих сайтах в дни экзаменов появлялись части заданий КИМов ЕГЭ, то есть отдельные вопросы или блоки вопросов. Общее количество размещенных частей вариантов КИМов по всем предметам – около 300 единиц. В основном в этом замечены участники ЕГЭ II зоны (Урал, Сибирь).Экзаменационные материалы ЕГЭ для обеспечения субъектов Российской Федерации распределяются по трем зонам. Варианты КИМов ЕГЭ в количестве нескольких сотен тысяч формируются автоматически, и каждый экземпляр получает свой уникальный индивидуальный штрих-код и номер.Для каждого субъекта Российской Федерации КИМы комплектуются автоматизированно, в результате случайной выборки. При тиражировании, упаковке и доставке экзаменационных материалов в регионы строжайшим образом должны соблюдаться меры информационной безопасности.В связи с тем что подавляющее большинство нарушителей выкладывали части своих вариантов без номеров и штрих-кодов, специалистам было достаточно сложно идентифицировать фамилии и другие данные участников. Вместе с тем однозначно установлены номера и шрих-коды более 200 нарушителей по разным предметами ЕГЭ, которые сфотографировали свои КИМы и выложили их в Интернет.Кроме того, специалисты идентифицировали участников, зарегистрированных в социальных сетях, выкладывавших вопросы из своих заданий КИМов во время экзамена. Дело в том, что большинство профилей пользователей этих групп, в том числе и ВКонтакте, были открытыми. Например, во время ЕГЭ по математике 6 июня в социальной сети ВКонтакте удалось выявить 141 участника переписки из 43 регионов всех трех зон ЕГЭ. Факт опубликования КИМов в Интернете говорит о наличии признаков следующих правонарушений:- разглашение информации ограниченного доступа, к которой относятся КИМы (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»);- нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 9 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»).Рособрнадзор, обработав имеющуюся информацию, отправил в региональные органы управления образованием письма с требованием проведения оперативного расследования по всем выявленным нарушениям и принятия должных мер. Уже 8 июня у нарушителей, установленных на федеральном уровне, в 11 субъектах РФ результаты экзаменов были аннулированы.В свою очередь сами региональные органы управления образованием субъектов Российской Федерации в ходе проведения ЕГЭ в качестве оперативных мер организовали расследования фактов нарушений в ходе проведения экзаменов в отношении организаторов и участников ЕГЭ с последующим принятием в случае необходимости решений о дисциплинарных взысканиях, а также о ходатайствах о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц; привлекают региональные силовые структуры к проверкам фактов нарушений.С учетом того, что в период ЕГЭ было проведено около 3 миллионов человеко-экзаменов, а частей КИМов, обнародованных в Интернете, опубликовано всего около 300 при большом количестве вариантов КИМов, подобные случаи, по мнению экспертов, нельзя назвать масштабными.Можно сделать вывод о том, что размещение КИМов в Интернете не повлияло на ход проведения ЕГЭ, потому что не дало целостной картины по представленным на экзамены вариантам заданий. Сравнение средних баллов по каждому из вариантов, использовавшихся в экзамене по всем предметам, в том числе по математике, показало, что отсутствуют статистически значимые отклонения от среднего показателя, в том числе по сравнению с 2010 годом. Это не подтверждает распространившееся мнение об имевшемся массовом использовании участниками Интернета в ходе проведения ЕГЭ и искажении результатов экзаменов.
Комментарии