Становление речевой культуры любого человека обусловлено двумя основными факторами. Первый фактор – это языковая среда (речь родных, близких и дальних, которую ребенок слышит с первых дней своего появления на свет; потом мультфильмы и фильмы, которые человек смотрит; книги, которые он читает, и т. п.). Второй фактор связан со специальным обучением литературному русскому языку: родители исправляют речевые ошибки ребенка и обычно учат его читать, но главный и обязательный для всех современных детей обучающий момент – уроки русского языка в школе.Сегодня вступает в жизнь поколение, родившееся уже в постсоветской России. Как изменяется языковая среда, какие перемены происходят в русском языке конца ХХ – начала XXI века?
Перестройка, распад СССР, крушение тоталитарной системы, развитие гласности, свобода слова и самовыражения, появление и развитие интернет-коммуникации, всемирная глобализация, открытие границ и многое другое вносит существенные изменения в понимание того, какая речь является правильной и хорошей, эталонной, а также допустимой или недопустимой. Вопрос о речевой компетентности наших современников встает снова и снова, не теряя своей актуальности.Что же такое «правильная речь» и «хорошая речь» сегодня и каким может стать соотношение этих понятий в ближайшем будущем? «Правильная речь» – это речь, соответствующая нормам русского языка. В лингвистике выделяют два типа норм – кодифицированные (закрепленные в специальных изданиях) и узуальные (реально представленные в речи). Языковая среда предоставляет человеку с формирующейся речевой компетенцией преимущественно узуальные нормы, принятые в той языковой среде, в которой он живет и общается. Что же касается кодифицированных норм литературного языка, то овладение ими происходит постепенно – отчасти осознанно, отчасти бессознательно. Основным универсальным средством кодификации норм является, безусловно, школьный учебник. Однако было бы наивно полагать, что нормы усваиваются только из учебников, словарей и справочников. Так, например, правильное написание большинства слов (например, словарных) мы осваиваем не из учебника, а из тех текстов, которые мы читаем. «Хорошая речь» – это речь, во-первых, целесообразная, то есть соответствующая коммуникативной ситуации, учитывающая, где, с кем и о чем мы говорим, во-вторых, это речь, в которой соблюдены этические и этикетные нормы, а в-третьих, это речь богатая и выразительная.Как человек обучается хорошей речи? Безусловно, этому процессу способствуют уроки развития речи в школьном курсе русского языка, однако этого недостаточно. Тексты на разные темы в разных коммуникативных ситуациях строятся не столько по предписанным и описанным шаблонам, сколько в соответствии с интуитивными представлениями носителя языка о том, как эти тексты должны быть построены. И эти представления основаны на корпусе чужих текстов, с которыми мы встречались в подобных же коммуникативных ситуациях. Так в общественном сознании складываются типовые модели описания, соответствующие тем или иным жанрам речи.В раннем возрасте ребенок овладевает в первую очередь нормами разговорной речи, поскольку в разговорной стихии человек живет с самого раннего детства. Кроме речи окружающих, ребенок-дошкольник сталкивается и с другим типом текстов – детскими книгами для младшего возраста. Интересно, что набор книг для этого возраста существенно не изменился: это по-прежнему Владимир Сутеев и Агния Барто, Корней Чуковский и Самуил Маршак, и даже более позднее «Простоквашино» Эдуарда Успенского написано пусть и более иронично, но в той же манере. Эти книги сочетают нейтральный стиль повествования с достаточно разговорным стилем диалогов героев.Однако набор книг для детей более старшего возраста и для подростков существенно изменился: дети почти не читают книги о природе и животных, не в почете у сегодняшних детей ни Михаил Пришвин, ни Вениамин Каверин, ни Александр Беляев, ни Александр Грин (равно как и Фенимор Купер, Марк Твен, Жюль Верн и Александр Дюма). Более того, старшие школьники почти перестали читать даже включенную в программу школьного курса литературы русскую классику и часто обращаются к кратким пересказам текстов (см., например, книгу И.О. Родина и Т.М. Пименовой «Все произведения школьной программы в кратком изложении»; дополнительный (то есть далеко не первый) тираж – 10000 экземпляров). Главными авторами становятся, например, Дж. Роулинг и Дмитрий Емец. При всей занимательности и позитивности литературы такого рода (Гарри Поттер с друзьями – вполне достойная замена Тимуру и его команде) эти книги, как, впрочем, и современная массовая литература для взрослых, имеют одну интересную особенность: в них практически отсутствует художественный стиль повествования, нет пространных и художественно оформленных описаний, но зато чрезвычайно высока динамика сменяющих друг друга поворотов сюжета.Чем это вызвано? Представляется, что такое изменение стиля современной массовой художественной литературы вещь неслучайная и обусловленная общим увеличением скорости информационных потоков, которые ежедневно окружают современного человека.Кроме того, современный ребенок уже в возрасте 10-12 лет вовлекается в еще одну языковую стихию – Интернет (в частности, в письменное общение в режиме реального времени в чатах), а также в смс-переписку. Интересно, что современная молодежь часто предпочитает общение в Интернете совместному времяпрепровождению, и на то есть несколько причин, одна из которых – возможность предстать перед интернет-собеседниками иным, придумать себе иную жизнь и иной, более идеальный образ (ведь в большинстве случаев интернет-общения личные встречи не только не инициируются, но и не предполагаются).Какие последствия будут иметь – и уже отчасти имеют – указанные тенденции?Во-первых, весьма вероятно, что постепенно произойдет изменение представлений о «хорошей речи». Если сегодня хорошей речью считается владение разными стилями русского языка, то в скором времени хорошей речью будет считаться такая речь, в которой говорящий хотя бы минимально способен к переключению с разговорного стиля на нейтральный в зависимости от коммуникативной ситуации. Стилевые границы размываются, и о начале этой тенденции известный лингвист М.В. Панов писал еще в 1988 году.Во-вторых, неизбежные последствия будет иметь тот факт, что Интернет становится одним из основных носителей текстовой информации у подростков. Жанры письменного общения в Интернете различны (чат, форум, блог и др.), но зачастую оппозиционны по отношению к нормативному употреблению языка (речь идет не только и не столько об использовании ненормативной лексики, сколько о несоблюдении норм всех языковых уровней – от графико-орфографического до синтаксического). И если такая речевая практика не представляет опасности для человека со сформированной языковой компетенцией и даже может быть языковой игрой (то есть сознательным нарушением норм), то она не так безобидна в отношении тех, чья языковая и коммуникативная компетенция только формируется: моторная и зрительная память работает при написании слова и его наборе на клавиатуре (а клавиатура становится постепенно основным инструментом письма), и измененное намеренно или ненамеренно написание не может не повлиять на его запоминание в процессе формирования орфографических навыков.Наш язык меняется, как бы мы к этим изменениям ни относились, причем эволюция языка является сверхбыстрой (многие даже говорят о революционном, а не эволюционном характере этих изменений). Представляется, что обозначенные в нашей статье тенденции требуют специального социолингвистического и лингвометодического исследования.кандидат педагогических наук, доцент филфака МГУ
Комментарии