Очередное заседание Большого московского семинара по методике раннего обучения информатике (http://ito.edu.ru/sp/) было посвящено проблеме, которая, казалось бы, никак не касается младших школьников, – негативные последствия информатизации, а проще говоря, пресловутая интернет-зависимость, или интернет-аддикция, получившая в последние годы массовое распространение в России. Однако ведущий семинара, один из его организаторов Юрий Первин считает, что поскольку сейчас информатика в начальных классах уже не экзотика, то и компьютерная зависимость возникает в более раннем возрасте. В старших классах это уже диагноз. Можно ли справиться с ситуацией? Для этого надо знать основные симптомы болезни, понимать, чем она опасна и как ее лечить, если уж «вирус» попал в детский разум.
Что происходит?
Доклад доцента кафедры социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета Александра Юрьевича Федосова слушали с интересом. Термины «зависимость» и «аддикция» не новы, но, к сожалению, в нашей стране мало кто исследует эти проблемы, несмотря на то что зарубежные авторы говорят не только о компьютерной зависимости, но и телемании, игромании, исключительном внимании к своей внешности, когда человек изнуряет себя диетами и фитнесом. Даже разговоры по мобильному телефону и общение в форме SMSок – опасная вещь, если посвящать им 24 часа в сутки.
Но вернемся к интернет-аддикции. За десять лет количество подростков – активных пользователей интернета возросло 2 до 25 процентов. Конечно, и проблем стало больше. «Я сам провожу социологические исследования среди первокурсников различных вузов, – рассказывает Александр Юрьевич. – Вот результаты 2006-2007 учебного года. 65 процентов респондентов отрицательно относятся к таким явлениям, как компьютеромания и интернет-зависимость, 18 процентов – равнодушно, а 17 процентов – положительно. Это почти пятая часть! Но более всего меня насторожил тот факт, что 55 процентов первокурсников признали: среди их друзей и знакомых есть интернет-зависимые люди. Это уже близко к катастрофе…»
Зарубежные исследователи давно выделили признаки интернет-зависимости и даже говорят о физических симптомах. Проверьте себя, своего ребенка, коллег, друзей…
Физические симптомы (предложены доктором Мариссой Орзак):
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
расстройства сна.
И наконец, необходимо сказать об опасностях, которые подстерегают ребенка, бесконтрольно «гуляющего» по просторам интернета. Если в школе не установлен фильтр, если родителей нет дома, а компьютер без пароля… Александр Федосов выделил четыре пункта опасностей on-line:
эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;
доступ к порнографии;
web-сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ или наркотических средств;
сетевые игры с элементами насилия, способствующие повышению агрессивности у подростков.
Что делать?
Александр Федосов не только выделил проблемы, но и предложил варианты их решения, опираясь на свой опыт работы в школе и вузе. Первое: «За последние 20 лет методика обучения информатике претерпела существенные изменения, появилась масса разнообразных учебно-методических комплексов. Но, к сожалению, немногие авторы уделяют хоть какое-то внимание воспитательному аспекту в обучении информатике». Надо дополнять учебники и методики.
Второе: «Как спасти детей от интернет-зависимости? Занять общественной работой, вовлечь подростков в общение с одноклассниками, заинтересовать коллективными творческими делами. Казалось бы, это лежит на поверхности. Но на самом деле творческая внеучебная деятельность на базе информационных технологий в 95 процентов случаев ограничивается изданием газеты. А ведь учителя информатики, директора, заместители директора могли бы использовать стремление наших ребят к освоению техники в прикладных целях, в воспитательной работе, для проведения творческих мероприятий».
Третье, конкретный рецепт: «Ученикам старшей школы необходимо рассказывать об интернет-зависимости в курсе социальной информатики. Сейчас идет неравная борьба за включение такого курса в перечень предметов общеобразовательной школы. По состоянию на сегодня удалось добиться следующего. На базовом уровне на тему «Основы социальной информатики» отведено 2 часа. Чуть больше на профильном уровне. Это недопустимая ситуация. Нужен элективный курс социальной информатики».
Кто спасет?
Александр Федосов считает, что на первый план выходит учитель информатики, но не просто как учитель, а как заместитель директора, организатор воспитательной работы на базе информационной среды школы. Преподаватель информатики может проводить социологические исследования и индивидуальные консультации совместно с психологической службой школы, выявлять интернет-зависимость и индивидуально работать с детьми. Если необходимо, приглашать родителей.
Велика и роль классного руководителя. Он может проводить тематические классные часы, беседы с детьми, открытые лекции для родителей.
Но это не значит, что остальные педагоги могут встать в сторонке и спокойно наблюдать за работой учителя информатики. Юрий Первин, который является не только профессором кафедры теории и методики преподавания информатики Ярославского педуниверситета им. К.Д.Ушинского, директором негосударственного образовательного учреждения «Роботландия+», но и сельским учителем, рассказал о ситуации, которая сложилась в этой сельской школе: «Я работаю там один день в неделю. Приезжаю на весь день и во всех классах преподаю. Ребята получают домашние задания по программированию, по информатике. И шесть дней недели, когда учителя информатики нет, надо, чтобы каждый преподаватель, пришедший в кабинет информатики, понимал, что дети, которые здесь сидят, на его ответственности. Учитель информатики должен проблему интернет-зависимости очень внятно объяснить предметникам, которые вместе с ним работают». Только тогда мы спасем сегодняшнее поколение. Верится, что не все еще потеряно.
Комментарии