search
main
0

Опасно: образовательное пространство! А выход есть – диалог, компромисс, сотрудничество

В Новосибирском инновационном учреждении образования и здоровья разработана концепция безопасного образовательного пространства. Вот уже семь лет “Магистр”, сотрудничая с Академией медицинских наук, институтами СО РАН, педагогическим университетом и кафедрами НИПКиПРО, создает опережающую систему воспитания и образования, целью которой стало формирование личности безопасного типа. Такая личность оптимально сочетает права и обязанности, свободу и ответственность, личные жизненные потребности и общественные интересы. Центр осуществляет переподготовку учителей начальной школы, физкультуры, биологии и других дисциплин по новым специальностям – “Безопасность жизнедеятельности” и “Социальная педагогика”. Руководит “Магистром” талантливый ученый доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук заведующая кафедрой НИПКиПРО Нина Склянова. Здесь изданы десятки учебников, пособий, методических и медицинских рекомендаций, монографий.
“Магистр” создал свою базу данных о состоянии здоровья сибиряков, провел собственные исследования здоровья и поведения детей, факторов неблагополучия. Вот эти данные: растет число техногенных чрезвычайных ситуаций, жертвами которых все чаще становятся дети. Уровень жизни в России почти на 70 процентов ниже уровня развитых стран, а уж про Сибирь особенно больно говорить. Дети при этом страдают сильнее взрослых. За последние пять лет уровень заболеваний крови у них вырос в 1,7 раза – в основном это алиментарные (связанные с недостаточным питанием) анемии. Близорукость увеличилась в 3 раза: перегрузки, сидение за компьютером, плохая освещенность. Онкологические заболевания детей выросли в два раза. Рост туберкулеза и сколиоза – самый бурный. Психоэмоциональное напряжение детей в школе оборачивается агрессией. Подросток убил своих родителей и брата. Учитель физкультуры так толкнул непослушного ученика, что тот ударился о стену и получил черепно-мозговую травму. Из гимназии уволились учитель начальных классов и психолог в результате… конфликтов с первоклассником, который оскорблял их нецензурной бранью. Учащиеся техникума убили преподавателя. Надо не иметь сердца, чтобы не замечать всего этого, не иметь ответственности, не искать мучительно выхода.
– Отсутствие культуры поведения у подрастающего поколения сегодня просто угрожающее. Эффективнее всего предотвратить эту беду через общее образование, – констатировала Ирина ПЛЮЩ, кандидат медицинских наук, заместитель директора “Магистра” по науке. – Добрые привычки легче привить “от младых ногтей”. Легче воспитать установки, мотивы, побуждающие к ответственному поведению. В связи с этим наш коллектив несколько лет работал над концепцией безопасного образовательного пространства, которая позволит создать безопасные условия труда и учебы, защитит детей от всех форм дискриминации, научит их отстаивать свои права и организовывать коллективную деятельность по защите своего и чужого здоровья, создаст альтернативу психоэмоциональному и культурному вакууму. Обо всем этом можно прочитать в наших пособиях, программах и в монографии “Безопасность образовательного пространства”.
– На самом деле есть зоны ответственности и иерархия ответственности за все, что происходит в образовательном пространстве, – говорит Нина СКЛЯНОВА, доктор медицинских наук, профессор, директор “Магистра”. – Надо уточнить – на первом месте все-таки стоит государство, на втором – управление образованием. Затем – общественность, родитель, учитель, ученик. И в том случае, когда постановления правительства не выполняются в полной мере, не подкрепляются обещанным финансированием, учитель сам ищет пути “выживания”, а директор размышляет, не уйти ли ему от гиперответственности за жизнь и здоровье учеников, не вернуться ли к простой преподавательской работе.
Я побывала в Стокгольме в совершенно обычной школе. Она не элитная, расположена где-то на окраине, но входишь в нее и попадаешь в империю чистоты: начищенный паркет, кафель сияет… Обилие оргтехники, электроники, воздуха и пространства. Это действительно современные технологии. Вот на уроке труда, например, ученик все делает – от проекта до деталей – с помощью компьютера и новой техники.
Но особенно поразили меня учителя и медицинская сестра. Их подготовка и квалификация таковы, что они полностью создают интегрированную безопасную среду. Медицинская сестра сотрудничает с каждым учителем – от учителя биологии, который ведет еще ряд предметов и отвечает за программы здоровья, до учителя физики, который является одновременно и учителем физкультуры и на нем держится вся спортивная жизнь школы. Швеция выпускает учителей двух типов. Одни работают с детьми с первого по седьмой класс и преподают несколько родственных дисциплин, ведут междисциплинарные программы, другие – специалисты для старших классов. И у каждого своя роль в обеспечении безопасности. Преподаватель физики и преподаватель биологии – подтянутые, спортивные. Координирует всю эту программу медсестра. В ее кабинете потрясающая диагностическая аппаратура, масса приборов нового поколения, постоянный комплексный медицинский контроль – оперативный, тут же помощь и профилактика. И все это обеспечило государство.
Чтобы образовательное пространство стало безопасным, нужна новая образовательная политика. В Новосибирске это поняли несколько лет назад. При всей бедности бюджета, при отсутствии средств все-таки создали и прекрасно оборудовали наш центр, где и учитель, и ученик, и родители могут пройти диагностику, получить медико-психологическую консультацию. У нас большая программа оздоровления для учителей – миокоррекция, фитотерапия, ароматерапия, кинезотерапия, фитнес-программы, психотерапия, антистресс, несколько видов массажа, овладение психотехниками, организация сбалансированного питания, антиоксидантная и метаболическая терапия, косметические процедуры и многое другое. Работают элитарный клуб и родительский университет, клуб здоровья для девочек “Афродита”, для мальчиков – “Прометей”. Занятия 2 раза в неделю по два часа. Это очень эффективная работа, убеждающая и педагогов, и родителей, что они сами могут сделать жизнь в школе и в семье безопасной, здоровой, радостной.
Елена ПЛЕТНЕВА, заведующая лабораторией школьных болезней:
– Российский парадокс – средств нет, а творчество бьет ключом. Так можно охарактеризовать ситуацию с программами оздоровления и безопасности школьной жизни. Конечно, многое изменилось – школы стали строить с бассейнами, саунами, прекрасными спорткомплексами, в некоторых есть даже массаж, водолечебница, школьная поликлиника, кабинет стоматологии и физиотерапии. Но главное – стало меняться отношение к здоровью и ценности жизни. Диалог, компромисс, сотрудничество стали во многом определять отношения там, где коллектив учится, разрабатывает программы “Здоровье” с нашим участием и здоровьесберегающие педагогические технологии. Раньше все конфликтные ситуации, особенные случаи обучения решала наша городская психолого-медико-педагогическая комиссия, через которую идет огромный поток беспризорных детей, определяемых в приюты, и детей с особенностями развития. Теперь такие консилиумы созданы почти во всех школах. Ситуации в таких школах разрешаются гуманно и грамотно. В учебных заведениях, которые с нами сотрудничают, безопасность создается через организацию среды, грамотную психолого-педагогическую ситуацию и через учителей-предметников.
Стрессы необходимы для нормального развития личности, особенно в юности, убежденной, что “риск – благородное дело”, но мы учим справляться со стрессом и агрессией без тяжелых последствий для человека и общества. К сожалению, этому мало уделено времени в учебных планах педуниверситетов. Молодые учительницы курят в школе, курят директора школ. Учитель приходит в школу, не избавившись от своих комплексов и фобий, из-за которых образовательное пространство может стать опасным. Психология в университете должна воспитать психологически зрелую, великодушную, ответственную личность безопасного типа, хорошо бы – со спортивным разрядом и чувством юмора. Тогда и за учеников можно быть спокойным: самообладание и культура спасут учителя от недостойного решения многочисленных школьных проблем и конфликтов. Настоящий учитель всегда любит учиться новому, обретает при этом, по признанию самих педагогов, новую личность. А если в школе есть хотя бы одна такая личность, детям есть на что ориентироваться, у кого учиться доброте, мужеству, ответственности.

Галина ФРОЛОВА
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте