search
main
0

Опасна ли история Красной Шапочки: о современном состоянии детской литературы рассказали эксперты

Может ли история про Красную Шапочку навредить детской психике? Есть ли книги современных авторов для детей, которые были бы полезны и интересны юной аудитории, как узнать о таких новинках и сделать выбор? Нужна ли цензура, и какой должна быть экспертиза детских книг? Такие актуальные для родителей и педагогов вопросы обсуждались на Совете экспертов, посвященном детской литературе.

Фото: zinkevych, freepik

Впрочем, поставленные вопросы актуальны не только для учителей, пап и мам. Адекватные ответы на них являются также настоящим подспорьем для решения многих проблем воспитания, в том числе для развития кругозора и эмоционального интеллекта молодого поколения, профилактикой культурного и духовно-нравственного здоровья общества в целом. Эксперты – библиотекари, книгоиздатели и педагоги, участвовавшие в обсуждении современного состояния детской литературы, отметили ряд важных моментов, существующих проблем и возможных путей их решения.

Снижение продаж детских книг

Так, тревогу экспертов вызывает сегодня снижение продаж детских книг и низкий уровень популяризации современных авторов. По словам Сергея Степашина, президента Российского книжного союза, продажа детских книг за последний год сократилась на 18 %, хорошая книга стоит дорого. Он уверен, что нужно убрать налог на добавленную стоимость хотя бы на детские книги. «Детской книге нужен свой дом, некая институция, которая формировала бы важные идеологические вещи. Возможно, этим местом может стать Российская государственная детская библиотека… Очень важно, чтобы детских писателей знали, как знают взрослых, в том числе благодаря литературным премиям», – отметил эксперт.

Его слова подтверждает и Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей, обратившая внимание на тревожную ситуацию с рынком детской книги: с 2019 года выпуск книг для детей и юношества сократился по количеству наименований на 31 %, а по тиражам – на 50 %. По ее мнению, следует больше внимания уделять профессиональным рекомендательным сервисам и ресурсам по детской книге. В качестве хороших навигаторов отмечен «БиблиоГид» и «ПроДетлит» РГДБ, «Сто лучших книг для детей и подростков» библиотеки им. Гайдара.

Отсутствие рекомендательной системы детской литературы

На отсутствие охватной системы рекомендаций детской книги обратил также внимание Борис Кузнецов, директор издательства РОСМЭН. Для родителей главным рекомендательным сервисом сегодня стали маркетплейсы, где размещены отзывы других мам и пап. Эксперт сказал о необходимости системной программной поддержки детского семейного книгоиздания – например, прототипа Пушкинской карты, которая распространялась бы на детскую литературу. «К тому же это стало бы определенным вызовом для нашего экспертного сообщества. Все будут понимать, что деньги государственные, возникнет вопрос отбора и рекомендаций», – считает книгоиздатель.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Переход рекомендательной функции не только к маркетплейсам но и к блогерам, отметила писатель Юлия Брыкова. Для решения проблемы, по ее мнению, необходимо восстанавливать институт литературных критиков, показывать их на телевидении, транслировать по радио, чтобы они рассказывали родителям о современной детской литературе.

Работа детского писателя: статус и оплата труда

Юлия Брыкова также обратила внимание на проблемы современного детского писателя: ему необходимо вернуть достойный статус. «Неплохо бы было вернуть профессии детского писателя тот статус, которым он когда-то обладал, чтобы детские авторы могли творить в полном объеме, чтобы они могли прокормить себя и семью за счет своей деятельности. Детские писатели должны быть уважаемы и узнаваемы. И получать достойный гонорар за свою работу», – сказала она.

Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, отметила, что согласно статистике выпуска книг, современным авторам тиражи советских детских писателей даже «не снились». «На протяжении многих лет на первых местах – классики детской литературы, которые были еще при Советском Союзе: Корней Чуковский, Сергей Михалков, Агния Барто, Самуил Маршак. Но давайте не забывать, что они издавались многомиллионными тиражами. Их произведения распространялись по всей стране. Сейчас нашим современным детским авторам, которые пишут замечательные произведения, такие тиражи и не снились».

Фото: pixabay.com

О необходимости создания условий и возможностей для творчества детских писателей также рассказал Сергей Тишков, директор департамента «Планета детства» издательства АСТ: «…в первую очередь нужно думать о том, есть ли у наших авторов все условия и возможности писать хорошо, создавать и придумывать литературные проекты на любых доступных носителях. А у издателей работать в нормальных человеческих условиях, а не выживать и обороняться от новых запретов и ограничений».

По его словам, нужно давать возможность высказаться новому поколению детских писателей и поэтов. Ведь дети, которые сегодня читают их произведения, быстро вырастут и станут работать, управлять государством. «Поэтому важно не допускать скороспелых решений, не плодить чрезмерное количество запретов, которые будут душить развитие детской литературы сегодня», – отметил он.

«Братья Карамазовы» без отцеубийства, а Красная Шапочка без поедания девочки: ограничения или цензура

На то, что недоверие к детской литературе сегодня могут вызывать негативная информация о ней и недостаточно компетентная экспертиза, обратил внимание Борис Кузнецов, директор издательства РОСМЭН. По его словам, в настоящее время детская книга и так «находится в самом худшем положении за все эти годы. А когда еще и в публичное пространство попадает негативная информация о детской литературе, то это порождает еще большее недоверие к современной детской книге». Он уверен, что «выискивание вредных детских книг» может подрывать профессиональное сообщество, и убежден: «творческие союзы не должны проводить никаких экспертиз, профессиональные эксперты должны работать на базе библиотек».

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Своими мыслями о свободе творчества и «запретных темах» поделилась  Анастасия Орлова, поэт, детский писатель, издатель, лауреат премии президента России в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. «Должен ли писатель говорить на сложные темы – смерть, насилие, болезнь, травля. Должен. Для писателей не должно быть запретных тем. Мы не можем прожить много жизней, но через литературу мы можем стать тем или иным героем, пережить сложные моменты. Это развивает и эмпатию, и сочувствие, и тот самый эмоциональный интеллект у ребенка, о котором сейчас много говорят», – сказала она.

По мнению Анастасии Орловой, писатель может писать обо всем, о чем захочет. «Но есть опасения, что издатели не захотят выпускать такие книги. Они сейчас рискуют. И есть вероятность, что библиотекари тоже не закупят книги на сложные темы. Проще просто не взять, не рисковать, не ставить под удар, оставить за бортом. Свобода вроде бы есть, но есть ли она на самом деле?» – задалась вопросом писатель.

Фото: Freepik

О вреде цензуры сказала также Светлана Кривошлыкова, председатель Союза детских и юношеских писателей. По ее мнению, введение цензуры недопустимо: «Это может разрушить живую и свободную атмосферу творчества, столь важную для детской литературы. Вместо этого необходимо создавать условия для того, чтобы писатели видели ценность в написании книг, востребованных обществом и государством, и получали за это поддержку». Экспертиза детской литературы, по ее мнению, является задачей государства.

Вопрос опасений деструктивного влияния книг стар, как сама литература – об этом напомнил Дмитрий Бак, литературный критик, директор Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля. Ведь медийные критики «точно постановят, чтобы в «Карамазовых» не было отцеубийства, в «Живи и помни» – дезертирства, а в «Красной Шапочке» – пожирания невинных девочек…»

Дмитрий Бак добавляет: «К медийной логике отрицательных мемов примыкают еще два подтекста: доносительский и рейдерский. Надо признать, что устремления новейших стражей ортодоксии достигли своей цели: вопросы рассматриваются в высоких инстанциях, задумывается черный передел рынка в отрасли. Ну-ка, допустили ли бы вы в школьную программу книгу с главным героем – эгоистом и убийцей?? Это я о романе Лермонтова говорю, если кто не понял». Эксперт напоминает, что «в искусстве все не так, как в жизни, нельзя на него реагировать, как на жизнь».

Фото: pixabay.com

Ксения Молдавская, литературный критик поделилась своей рекомендацией реагирования на некомпетентную экспертизу. «Псевдоэксперты выступают на языке хайпа, с ними бесполезно разговаривать языком логики и разума. Но вот судебный язык очень бы пригодился. Издатели должны были бы подать объединенный иск о защите чести, достоинства и профессиональной репутации», – сказала она.

Популярность детских книг среди дошколят и школьников

Казалось бы, рецепт развития детской литературы лежит на поверхности: чтобы детские книги были востребованы собственной аудиторией – их необходимо популяризировать среди детей (как школьников, так и дошколят). Это значит, что с детсадовцами надо читать книги вместе. А со старшеклассниками – включать их в уроки литературы, проходить в рамках школьной программы. Однако с этим, как выясняется, все не так просто.

Воспитатели современную книгу знают не очень хорошо. Об этом сказала Эльфия Дорофеева, генеральный директор издательства МОЗАИКА-СИНТЕЗ. По ее мнению, важно через профессиональное сообщество, а не только через Минпросвещения, поддерживать книгами детские сады. А экспертам, критикующим детские книги, стоит иметь в виду, что дети воспринимают книгу не так, как предполагают взрослые. «Для ребенка книга – это прежде всего мир эмоций: он погружается в атмосферу истории, чувствует героев, проживает с ними радости и горести, поэтому в первую очередь имеет значение оформление книги и слог».

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Что касается школьников, то тут ситуация не многим лучше, и в определенной мере зависит от самих учителей. Так, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 1514 Антон Скулачев, председатель Ассоциации «Гильдия словесников», не видит школу без современной детской литературы, считая, что сейчас прекрасное время ее расцвета.

«Я всегда выстраиваю диалог между Тургеневым и его произведением «Отцы и дети» и небольшим рассказом «Дом над морем» Нины Дашевской о том, возможен или невозможен диалог между поколениями и как он выстраивается. Современная детская литература – это возможность преодолеть искусственные границы между нами и искусством, творчеством. Увидеть, что писатели – не только бородатые старики, чьи портреты висят на стенах… Почему я всячески, говоря языком подростков, топлю за современную литературу в школе – эта литература, при которой у учителя нет ответа, что хотел сказать автор. И это прекрасно», – рассказал педагог.

Он напомнил, что у современных школьников огромная проблема с эмоциональным интеллектом, что об этом нужно говорить через книги, ведь они позволяют безопасно проживать эмоции. Жизнь разнообразна, ее невозможно загнать в определенные берега, это разнообразие отражает литература. «Заморозить океан невозможно, как и художественную жизнь повернуть в те берега, в которые нам очень бы хотелось ее повернуть».

О литературе для молодежи

О том, как себя чувствует молодежь в современном обществе и ее литературных предпочтениях рассказала Майя Душкина, кандидат психологических наук, доцент Института социальной инженерии ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство.)», приводя данные вузовского исследования. Именно такую информацию, по ее мнению, стоит учитывать при выстраивании политики в области господдержки выпуска современной отечественной литературы для детей и подростков. Она должна строиться в соответствии с выявленными в ходе подобных исследований проблемными зонами и поставленными в соответствии с ними перед литераторами, книгоиздателями, педагогами, родителями и научно-образовательным сообществом в целом актуальными целями и задачами.

Фото: ru.freepik.com

Исследование провели в РГУ им А.Н. Косыгина среди студентов первых курсов гуманитарных специальностей. В итоге выявили следующие феномены. У молодежи вдвое преобладает интерес к переводной иностранной литературе по сравнению с отечественной. Студенты предпочитают жанры, уводящие от реальности в вымышленный мир. В нем подростки стремятся укрыться от вызовов современности. Это позволяют сделать, например, детективно-приключенческие жанры: они втрое популярнее историко-биографических книг. А фэнтези пользуется в 5 раз большей популярностью, чем научная фантастика. При этом позитивным показателем все же остается сохранение интереса к научно-популярной литературе и поэзии, пусть и не так ярко выраженного, как к другим жанрам.

Совет экспертов, посвященный детской литературе, прошел в «Российской газете». Видеотрансляцию мероприятия можно увидеть на странице издания в социальной сети.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте