search
main
0

Онлайн-терпения, дистант-мужества! Образование переживет все трудности и обязательно вернется в живую школу

​Для меня самоизоляция началась как обычный рабочий день. Ну, просто в домашнем интерьере. Ведь я не только участвую в мероприятиях, пресс-конференциях, езжу в командировки и беру интервью, но довольно много времени провожу за компьютером – пишу статьи, редактирую авторские материалы, наполняю группы профсоюза в социальных сетях, принимаю материалы на конкурс «Профсоюзный репортер» и готовлю их к публикации. Да и интервью можно брать по скайпу, телефону… Какая разница сотруднику отдела по связям с общественностью профсоюза, где работать? Был бы Интернет.

План по валу, вал по плану?Я даже обрадовалась в начале самоизоляции. Карантинные меры заставили выйти в сеть музыкантов, театры, музеи! Наконец у меня появилось время (сэкономила несколько часов, что трачу на дорогу в офис и обратно) пройти курс на «Лекториуме». Слушаю лекции учителя литературы Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Вероники Разумец под общим названием «Призраки Петербурга» о писателях и поэтах, отвечаю на вопросы, размышляю, изучаю дополнительную литературу. Если вам тоже интересно, вот ссылка: mooc.lektorium.tv/courses/course-v1:239+PRIZRAKI+on-demand/info.Дальше – больше. Концерт Дениса Мацуева в пустом зале Московской филармонии, лекция об экспериментальном жилье XX века Айрата Багаутдинова из проекта «Москва глазами инженера», виртуальные экскурсии по Эрмитажу (особое удовольствие получила от прогулки по Бриллиантовой кладовой с комментариями научного сотрудника отдела античного мира Ольги Горской, даю ссылку: vk.com/hermitage_museum?w=wall – 67940544_51125). Конечно, все это не во время рабочего дня, благо, эти интеллектуальные пиршества записываются и потом можно посмотреть, иногда, правда, лишь в течение суток… Зато даже представление Цирка дю Солей!Постепенно поняла, что если откликаться на все, времени не хватит ни на что… В первую очередь на сон. Прав ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «Кажется, я понял, почему времени на удаленке постоянно не хватает. Раньше Интернет был сторонней опцией к основным делам и его можно было, как вторичный приоритет, дозировать, задвигать, отказываться от него. А теперь он стал основным инструментом, и тут все соблазны перфекционизма: интерактивность на занятиях наладить, подыскать лучший учебный материал, почитать что-то для себя… Ничто не останавливает, конца не видно. В результате прорва возможностей и итераций съедает любое разумно спланированное время, требует еще и еще…»Вот и я, обрадовавшись возможности не сходя с места получить массу информации и затем рассказать о ней читателям «МП», посетителям групп профсоюза в социальных сетях, погрузилась в конференции, онлайн-лекции, вебинары. И очень скоро поняла, что глаза перестают видеть, голова болит и просто отключается. А как же бедные педагоги?!Откройте любой образовательный сайт, Facebook или ВКонтакте, и вы услышите (прочитаете) крик души. Вот одна из учительниц, пожелавшая остаться неизвестной, рассказывает об учениках: «Они не понимают задания на сайте – пишут в соцсети. В десятом часу уточнить задание. В одиннадцатом – спросить оценку. Если не отвечаешь – родители начинают писать и звонить. Не тебе – так классной, классная пишет в рабочий чат – ее тоже достали. И так целый день, с самого утра до позднего вечера. И все они забывают, что у нас тоже есть свои дети, свои семьи и свои домашние дела. А мы сидим и круглые сутки все это проверяем, пишем отчеты и заполняем всякие таблицы и журналы. Я одной рукой ребенка спать укладываю – другой им сообщения пишу. Еще месяц такой работы, и от меня уйдут муж, дети и кошка. А я не замечу, потому что буду писать очередной отчет».Zoom сказал «кря»Другая проблема – когда зависает Интернет, не выдерживают и отключаются от переизбытка посетителей образовательные платформы в Сети… В первый день после каникул, 6 апреля, так случилось, увы, практически по всей стране. Если же все работало, времени дистанционное обучение съедало уйму! Подготовиться к урокам, провести, раздать задания, собрать ответы. Все это длится намного дольше, чем в реале. Учителя откликнулись на проблемы по-разному. Кто-то эмоционально, другие философски, третьи с юмором.Учитель русского языка и литературы Татьяна Громова из Московской области анализирует на своей странице: «Итак! Первый день дистанционного обучения уже в прошлом. Как психолог разложила «за» и «против».За: я учусь снова и снова, овладеваю новыми технологиями.Против: оно мне зачем?За: я дома! Это должно быть первым, наверное. Я так мечтала быть побольше дома.Против: во второй половине дня муж меня потерял, даже спрашивал, не плохо ли мне. А я работала!За: не надо краситься, думать, что надеть.Против: не могу смотреться в зеркало.За: в сотый раз – знакомые произведения! Столько мыслей…Против: как в 10 минут объяснения все мысли поместить?! Думаю час-два. Пишу, снимаю, удаляю, снова пишу. Выкладываю – ничего не нравится!За: можно выспаться до 8.30!Против: просыпаюсь в 6.30, как обычно, в страхе, что не все графы в журнале заполнила, где-то что-то не отметила… снежный ком.Вывод: я потратила в 5 раз больше времени на подготовку, проверку и комментарии после проверки! Закончила работу в 23.00.Пересмотрела кучу видео и ресурсов – нет ничего универсального. РЭШ виснет, в Я-классе нет литературы, а русский весьма специфичный, надо самой составлять работу. Вебинары по обучению работе онлайн очень длинные. Зачем рекомендации типа: «Когда начнете урок, поздоровайтесь»? Да меня еще мама здороваться учила…Выход есть? Всегда!За – покинуть вообще образование. Справится оно и без меня!Против – есть еще что сказать, порох в пороховницах (только технику безопасности надо соблюдать!)».Директор гимназии №3 Самары Светлана Ильина в тот знаменательный понедельник резюмировала: «Мы были настроены очень позитивно. Учителя искренне соскучились по работе в целом и по ученикам в частности. Платформы и электронные ресурсы были отработаны, Google-документы и таблицы составлены, тестовые уроки с детьми проведены, онлайн родительские собрания тоже, но… Несмотря на все наши старания, сегодня все пошло не так гладко, как хотелось бы.1. Zoom внес изменения в настройки. Для попадания на урок, помимо идентификационного номера учителя, необходимо было ввести еще и пароль конференции. Об этом мы узнали в воскресенье вечером. В учительском чате написали… Но некоторые то ли не поняли, о чем речь, то ли не придали этому значения, в итоге с утра некоторые учителя ждали учеников и жаловались, что дети к ним «не пришли», а дети просто не могли попасть… Хорошо хоть у многих родители дома, и родительские чаты сработали.2. Ближе к 11‑ти и Zoom решил сказать «кря». Появилась потрясающая надпись «Слишком много запросов»… Не у всех, конечно, у троих учителей. Иностранные языки мы перенесли в Skype, а вот физкультура «пролетела»…3. Региональная система АСУ РСО (электронный журнал/дневник) повисла. Многие электронные образовательные ресурсы тоже дали сбой…Что в итоге? А в итоге я хочу сказать спасибо всем учителям, всем понимающим родителям, ученикам, которые поддерживают учителей! Вместе мы – большая сила!».Замечательно, что уже через два дня Светлана Сергеевна смогла не только рассказать о позитивных текущих событиях, но и дать дельные советы коллегам:«Шел третий день 4‑й четверти. Страсти улеглись, администраторы многих платформ скорректировали их работу… И что же хочется сказать учителям?1. Провести 6-7 уроков очно учителю значительно проще, чем дистанционно. На своей харизме в онлайн не продержишь внимание всех детей, а эмоции через экран передаются значительно труднее.Совет: Продумывайте веселые минутки на уроке. Шутки настраивают детей на рабочий лад.2. Четкие алгоритмы упрощают процесс проведения онлайн-занятий. Маршрутные листы – это удобно. Они позволяют ученикам двигаться по своей траектории и со своей скоростью. Учитель только направляет.Совет: Выработайте собственный алгоритм действий, который позволит учителю сократить время на подготовку к занятию, а ученикам – понять, чего от них хочет учитель.3. Почему-то некоторые учителя, проникнувшись любовью к электронным ресурсам типа РЭШ, МЭШ, Я-класс и т. д., забыли про то, что существуют учебники с рабочей тетрадью. А зря. Приходится напоминать про программный материал, стандарт и т. п.Совет: Используйте на онлайн-уроках те источники информации, которые использовали при очном обучении. Учебник + рабочая тетрадь = СИСТЕМА. Только система дает результат!4. Дистант – это время открытий! Каждый день учителя открывают для себя новые возможности разных ресурсов, а также свои собственные таланты. Пробуют новые форматы и классной работы, и домашних заданий. Уже сейчас во время онлайн-уроков учителя научились делить детей на пары и микро-группы для отработки практического материала, диалогов по иностранным языкам и т. д.Когда глаза уже не видят, можно отказаться от письменных работ, попросить детей прислать записанные на диктофон устные ответы, снять видео, сделать презентацию по изучаемому материалу.Совет: Не бойтесь экспериментировать. Отметайте неэффективные методы работы! Оптимизируйте процесс так, чтобы не страдали ваши семьи! И еще: прежними вы уже не будете. Но ведь это неплохо, а?».Наблюдатель Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Высшей школы экономики, заметил: «Старт обучения в дистанционном режиме стал реальным испытанием, и то, что происходило, было подлинной драмой (все же не апокалипсисом…). Я уверен, будут найдены решения технических, технологических и методических проблем. Рано или поздно. Лучше раньше, желательно наиболее эффективные. Будет накапливаться опыт. Очень важно уже с первого дня видеть эти процессы, делать доступными лайфхаки. Наверное, впервые в истории российской школы так оперативно заработали механизмы горизонтальной коммуникации и консультаций, краудсорсинга и шеринга данных и идей».Своевременные мыслиВ этом материале я не касаюсь тех школ в самых разных регионах нашей страны (не только отдаленных), где очень плохой Интернет, где Интернета вовсе нет и не было и где семьям не по карману купить не то что компьютер, но даже более-менее продвинутый смартфон. Но и здесь учителя, наши герои-педагоги, нашли выход. Передают задания через почтальона, оставляют на столике в двух метрах от дома, у входа в школу… Фантазия неистощима. Почитайте статью коллег из «Российской газеты» на эту тему: rg.ru/2020/04/11/reg-sibfo/shkolniki-i-uchitelia-osvoili-distancionnoe-obuchenie-bez-interneta.html?fbclid=IwAR1ajWN02gnYki76fZ9KZDajYOVFHRb7xMZTLr6RSYDu9MLwOxcGLAT2Xjo.Однако все-таки хочется вернуться к тем педагогам, которые имеют доступ к онлайн-платформам, и не просто имеют, но хорошо ими владеют и даже творят с помощью этих инструментов. Несколько советов от учителей.Учитель физики и информатики из Липецка Алла Волкова к учебе, даже дистанционной, относится серьезно, но при этом понимает, что детей важно настроить на уроки. «А как начинается ваше утро на дистанте? У нас каждый день в 8.40 оргвстреча с 8‑м «В». Мы приветствуем друг друга, просыпаемся, обсуждаем планы на день, создаем отличное настроение. Сегодня у нас было совместное чаепитие и кофепитие».Об инициативе своих учеников рассказал в ВКонтакте Ренат Камалов, учитель математики, информатики и ИКТ из города Глазова Удмуртской Республики: «Девятиклассники придумали схему общения в популярной игре «Майнкрафт». Они собрались впятером и за три дня построили свою виртуальную школу – кто-то отвечал за дизайн, кто-то за геометрию, кто-то за физику и т. д. Общение проходило через мессенджер Discord. Ученики провели для меня экскурсию по школе, это сервер 78.46.84.48:25582, версия Майнкрафт 1.15.2. Получился замечательный проект. Я понял, что мы соскучились по школе. Ходили по пустым коридорам и кабинетам. Кабинеты оформлены так же, как в реальности. Ребята молодцы. Всех, а особенно учеников и выпускников 14‑й гимназии города Глазова, приглашают посетить виртуальную школу».Учитель информатики из подмосковного города Коломна Антон Лагутин составил очень полезную инструкцию для всех, кто использует «Школьный портал» Московской области или другие электронные журналы и дневники, разработанные создателями Дневник.ру: «В разделе «загрузка файлов» перечислены все допустимые типы файлов: картинки: JPG (JPEG), PNG; видео: MP4, FLV, AVI, WMV, MPG, MOV, MKV, 3GP, OGV; аудио: MP3; документы: DOC (DOCX), XLS (XLSX), PPT (PPTX), TXT, RTF, PDF, ODT, ODF, ODP, ODS, ODG; архивы: ZIP, RAR, TAR, GZ, BZ2; электронные книги: EPUB, MOBI, FB2.Максимальный размер файла – 2 Гб.Итог:1) Если вы ученик и вам необходимо прикрепить файл к домашнему заданию, тоа) убедитесь, что ваш файл в «правильном» формате;б) нажмите на скрепку, выберите «загрузить с компьютера» (даже, если с телефона), выберите нужный файл, нажмите «прикрепить».2. Если вы учитель и хотите, открыв домашнее задание, увидеть у каждого ученика его файлы, то при выдаче домашнего задания в портале нужно поставить флажок (галочку) около слов «Требуется файл с результатом», тогда у ребенка будет не только текст домашнего задания, но и скрепка (возможность прикрепить файл).3. Если вы родитель (или ребенок, входящий под аккаунтом родителя) и вам надо прикрепить файл к домашнему заданию ребенка, то у вас нет шансов сделать это с учетной записи родителя! Прикреплять файлы к домашнему заданию можно только с учетной записи ребенка.P.S.Если у ребенка нет учетной записи, или запись есть, но не помните ни логин, ни пароль, то смело пишите любому администратору вашей школы, вам напомнят логин и выдадут временный пароль (и на будущее – потратьте 5 минут, чтобы внести данные об электронной почте и телефоне, с помощью которых можно будет восстановить пароль)».А вот совсем не технарь, а воспитатель детского сада «Котенок» из подмосковных Химок Анастасия Шлемко не только сидит дома, поддерживает чистоту в квартире, но и каждый день с младшей дочкой Машей записывает сторис в рамках своего проекта «Наука маленького роста». Она поясняет: «В нашем детском саду мы очень быстро наладили дистанционное общение под девизом «Интересно занять детей – разгрузить родителей!».А это значит: ролики или подключения продолжительностью от 1 до 5 минут, информация в них понятна и близка детям; речь педагога четкая, темп спокойный; материалы подручные (придумай и построй из лего, сделай из коробки игру и поиграй с цифрами; нарисуй музыку; проверь, как заставить пластилин плавать; из чего бы ты приготовил бутерброд, напиши (зарисуй) рецепт; сочини сказку, используя любимые игрушки и т. п.); никаких занятий по тетрадкам; акции и конкурсы также не затратные по времени для участия в них.Коллегиально решили, что будем общаться через WhatsApp.Каждая группа открыла новый чат для дистанта, и туда присоединились только желающие родители. Желающих оказалось много.Каждый педагог самостоятельно выбрал форму взаимодействия (запись своих роликов; пошаговые фото с объяснениями; ссылки на интересные активности, общение на платформе ZOOM и так далее). Предлагали свои активности с адекватной периодичностью и были очень рады идеям от родителей.Подведению итогов и получению обратной связи уделили особое внимание и время. А получив ее (быстро и удобно через Google-опрос), искренне порадовались, что оказались на правильном пути».Кстати, те самые ролики от Анастасии Шлемко можно посмотреть в группе профсоюза ВКонтакте: vk.com/eseur?w=wall – 139155534_6618.Зарубежный опытНе знаю, как вам, а мне было очень интересно узнать, как за рубежом наши коллеги справляются с нынешними трудностями. В ТВ-новостях об образовании говорят мало, разве что о том, что школы и вузы закрыты… Спасибо Наталии Киселевой, педагогу из Москвы, которая опросила учителей-финалистов Global teacher prize в разных странах о том, как у них идет дистанционное обучение в период карантина. Вот какая получилась история с географией:«Испания. В моей школе нет расписания. Я отправил сам предложения своим ученикам начальной школы. У меня много коллег, которые не имеют представления о технологиях. Они высылают задания на почту родителям учеников.Кения. У нас есть временное расписание для классов. Не все учителя или студенты включаются. Мы используем WhatsApp в качестве среды преподавания и обучения.Венесуэла. Большинство наших детей не имеют доступа к телефонам, Интернету или чему-либо еще. Мы проводим уроки по радио, но в некоторые районах даже к нему нет доступа. Эх, нелегко!Австралия. Мы разработали новый график и расписание, каждый класс получает онлайн-уроки один день в неделю, а выпускной класс – два дня. Используем ZOOM, WhatsApp, YouTube, электронную почту, класс Google. Но многие из наших учеников не имеют доступа к Интернету. Некоторые школы делают копии учебных материалов и передают их ученикам через полицейские участки или пункты выдачи еды.ЮАР: Мы преимущественно учим учеников и учителей пользоваться Интернетом, а не преподаем, стараемся обеспечить более бедных учеников планшетами или смартфоном. Правительство транслирует уроки по телевидению, некоторые разработчики размещают уроки на веб-сайтах. Радио и WhatsApp также используются. Некоторые школьные учителя оставляют задания для учеников в супермаркетах».Что же, все очень похоже, мир глобален, проблемы общие.Вирус пройдет, профсоюз останетсяРассказывать об опыте работы педагогов в новых условиях, плюсах и минусах, радостях и огорчениях, приводить ссылки, охать и восхищаться можно долго. Но хотите, я угадаю ваше заветное желание? Да, конечно, – вы хотите обратно в школу, к живым урокам с реальными, а не виртуальными детьми. Самое интересное, что этого хотят и школьники, которые ленятся, не хотят учиться… но очень скучают по любимой школе, по общению, причем не только с одноклассниками, но и с учителями!Нельзя не согласиться с ректором Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского Михаилом Груздевым: «Сейчас мы находимся в вынужденной экстремальной ситуации. Система образования не готова, да и не должна была быть готова к такому испытанию. Онлайн никогда не вытеснит традиционных форматов обучения. А сейчас «в удаленку» переведено практически все образование. Нынешняя ситуация безусловно станет вынужденным импульсом для развития цифрового образования, а точнее для осмысления сочетания онлайна и офлайна. А пока просто наберемся терпения».И помните, вас спасет… живая жизнь. Найдите возможность выйти из Сети и заняться любимым делом. Как это сделали коллеги из первичной профсоюзной организации детского сада комбинированного вида №26 города Донской Тульской области. Они занимаются спортом и рукоделием, играют с детьми, заботятся о животных и будущем урожае. И возвращаются в Интернет, освеженные и взбодрившиеся, с прекрасными фотографиями. А еще обратите внимание на мероприятия Всероссийской акции «Марш солидарности», запущенной в честь 30‑летия Общероссийского Профсоюза образования: eseur.ru/Otmetim_ubiley_Marshem_solidarnosti. Например, мероприятие в формате «BookCrossing» под названием «Нас объединяет книга!» предполагает обмен любимыми изданиями – бумажными с наклейкой «30 лет вместе» и электронными с аналогичной картинкой. Пока на почту ходить опасно, а электронную книгу выбирать нет сил после нескольких часов онлайн-уроков. А вы читайте книги. Наверняка лежат и ждут своего часа отложенные шедевры классиков и современников. Или слушайте аудиозаписи книг в хорошем исполнении! И пишите нам, что вам понравилось, что задело. Почта: prof.reporter2019@gmail.com. Лучшие рецензии опубликуем.Всем здоровья!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте