За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, мобильными информационными технологиями, увеличилось примерно в 10 раз. Сейчас мобильные устройства есть практически у всех, это удобный инструмент для доступа к информации, но не всегда школьники используют свои смартфоны, коммуникаторы и планшетные компьютеры для образовательных целей. Как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными и мобильными программами и приложениями, используют гаджеты для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.
Каким образом могут использоваться мобильные устройства при изучении предметных дисциплин? Попытаемся ответить на этот вопрос в аспекте использования мобильных технологий для обучения русскому языку и литературе. Изучение этих предметов с помощью мобильных устройств – интересный, легкодоступный и сравнительно новый способ обучения, который набирает популярность среди многих пользователей смартфонов и планшетных компьютеров. Обучение русскому языку и литературе предполагает, что процесс обучения будет непрерывным, а значит, гаджеты станут прекрасным средством повышения качества и интенсивности обучения.Рассмотрим некоторые мобильные приложения, которые филологи могут использовать на современном уроке и за его пределами, чтобы сделать образовательную деятельность эффективной и интересной.Plickers – замечательное приложение, которое позволяет проводить фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. Отвечая на вопрос, ученики поднимают карточку с выбором ответа. Учитель сканирует карточки мобильным устройством. На компьютер учителя передаются результаты. Такая система хороша для обзорного и итогового тестирования, для проведения формирующего оценивания. Это дает возможность узнать о прогрессе всего класса, а не отдельных учеников, как бывает, когда опрос ведется устно. Приложение Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса усвоила изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Сам механизм использования Plickers настолько удобен, что позволяет учителю обеспечить немедленную обратную связь на любом этапе урока. Для проведения работы не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников, только учительский планшет. Ученики проявляют заинтересованность, потому что появляется элемент игры.Mentimeter – онлайн-сервис для организации быстрых опросов. Достаточно продемонстрировать на экране QR-код или дать ссылку, и учащиеся с помощью мобильных устройств смогут быстро ответить на поставленный вопрос, выскажут свое мнение или оценку. Данное приложение может быть полезно учителям, которые применяют технологию развития критического мышления, и на этапе мозгового штурма или формирующего оценивания. Результаты голосования могут отображаться в разном виде. Изображение на экране изменяется с добавлением каждого нового голоса, и эта динамика привлекает учеников. Данный инструмент можно использовать в начале или в конце изучения какой-либо темы и проследить динамику результатов, тем более что результаты сохраняются на компьютере учителя.Kahoot подобен викторине. Каждый вопрос может иметь связанную с ним иллюстрацию или видео и выбор ответов, лимит времени на ответы. Данный сервис незаменим на уроках литературы. Обратный отсчет времени отражается на экране, что создает игровую соревновательную ситуацию и мотивацию правильно отвечать на вопросы и набирать наибольшее количество очков. Kahoot можно использовать на любом этапе урока. Использование сервиса позволяет развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать умение определять понятия, делать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы. Приложение Kahoot хорошо использовать при проведении формирующего оценивания обучающихся и отслеживания прогресса учеников в процессе обучения.Presеfi – сервис демонстрации презентаций на мобильные устройства. Мобильные презентации можно использовать как опорный материал при проверке домашних заданий по русскому языку, как иллюстративный материал по литературе при получении обучающимися новых знаний и для применения знаний в новых условиях. Также в презентацию можно включить тестовые задания, которые школьники будут выполнять на рабочих листах. Презентация может содержать критерии оценивания самостоятельной работы, выполняемой учениками. В этом случае можно организовать самооценивание и взаимооценивание учеников, а также рефлексию. Данный сервис прекрасно сочетается с такими технологиями, как технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, и с такими формами организации учебной деятельности, как групповая, работа в парах и индивидуальная работа.Nearpod – это онлайн-платформа, которая позволяет учителям создавать презентации, интерактивные задания как по русскому языку, так и по литературе и делиться ими с учениками во время урока. Nearpod актуален для проверки полученных знаний и получения обратной связи. Результаты тестирования и опросов сохраняются и могут использоваться для анализа в дальнейшем. Использование открытых вопросов в презентации призывают учеников лучше вникать в тему и высказывать свое мнение. Обучающиеся могут оформлять свой ответ не только выбором одного из предложенных вариантов, но и использовать собственное изображение. Все это может быть поводом для насыщенных дискуссий и средством самовыражения. Одно из главных достоинств подобных интерактивных презентаций в том, что высказаться публично и быть услышанным может каждый.Сервис Zaption эффективен в образовательном процессе благодаря интерактивному видео. Он позволяет обучающимся получать на уроках литературы нужную информацию для изучения, осознания и применения. Учитель имеет возможность осуществлять контроль. Педагог загружает обучающее видео на сервис и в нужные моменты создает вопросы. Эти вопросы отображаются на мобильных устройствах обучающихся во время просмотра. По окончании «сеанса» с сервисом можно проанализировать результаты работы учеников как по задаваемому конкретному вопросу с построением диаграммы, так и по результатам отдельного участника. Программа дает возможность учителю применить технологию развивающего обучения при высоком темпе получения новой информации. Также можно использовать сервис при реализации проблемного обучения.С помощью сервиса Quizizz можно организовать увлекательную работу учеников в классе в виде викторины, например, по творчеству писателя. Приложение Quizizz можно использовать на любом этапе урока. В перечень вопросов для проверки домашнего задания по русскому языку можно включить проблемный вопрос, который вызовет у обучающихся затруднение и позволит подвести их к постановке темы и цели урока. Установка ограничения по времени развивает такое регулятивное умение, как планирование времени работы. По итогам игры выводятся статистические материалы, по которым обучающиеся, знающие критерии оценивания, могут сами выставить себе отметки. При организации работы в группах можно легко подсчитать, какая команда выиграла, так как результаты выводятся в виде рейтинга. Quizizz поможет развить у учеников умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.Таким образом, использование мобильных технологий в обучении позволяет реализовать личностно ориентированное обучение школьников, осуществить совместную деятельность и познавательную рефлексию, геймифицировать учебный процесс.Елена ГВОЗДИКОВА, учитель русского языка и литературы школы «Гармония», Ижевск
Комментарии