Информационно-коммуникационные технологии смело внедряются в образование. Создаются электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются учебные виртуальные университеты, активно обсуждаются вопросы дистанционного обучения. Глобальная сеть открыла доступ к информационным серверам, находящимся в различных точках земного шара, в том числе и к мировым образовательным ресурсам. Российскому образованию это позволило изучить мировой опыт и зарубежные разработки по внедрению и применению современных технологий в учебном процессе. Всегда ли педагог способен использовать предоставляемые ему так активно технические возможности современных средств обучения? Министр образования правительства Московской области Лидия АНТОНОВА, анализируя вместе с экспертами факторы, на основании которых разрабатываются основные этапы процесса информатизации школ, считает, что выстроить систему подготовки учителей региона так, чтобы они уверенно могли применять в своей профессиональной деятельности весь спектр современных компьютерных, программных и интернет-технологий, сегодня вполне возможно.
– Лидия Николаевна, по вашему мнению, насколько программа информатизации соответствует возможностям современных школ? В какой степени программа позволяет решить проблемы, существующие сегодня в школьном образовании (такие как, например, качество образования, доступность образования).
– В 2006 году Министерством образования Московской области и Академией социального управления был проведен всесторонний мониторинг состояния информатизации всех общеобразовательных учреждений Подмосковья. Результаты анализа полученной информации легли в основу ряда мероприятий, включенных в областную целевую программу «Развитие образования Московской области на период 2006-2010 годов», а также были учтены при реализации мероприятий областной целевой программы «Электронное Подмосковье на период 2007-2011 годов».
Стратегия модернизации российского образования состоит в повышении доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. В условиях информационного общества без информатизации учреждений образования невозможно практически реализовать идеи модернизации региональной и муниципальных систем образования.
– Как бы вы оценили состояние информатизации школ на сегодняшний день в целом?
– Информатизация школы очень широкое понятие, и в разных школах не всегда уделяется достаточное внимание каким-то определенным ее направлениям.
Можно было бы подтянуть и повышение квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников школы в области компьютерной грамотности, и внедрение в работу администрации школы программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот, и оснащение «предметных» (мультимедийных) классов современной компьютерной техникой, и выделение в компьютерном классе рабочих мест «свободного доступа» для работы педагогов и учащихся с программными продуктами, ресурсами Интернета, электронными учебными материалами, электронными средствами информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса, и организацию дистанционного обучения школьников, в том числе одаренных детей по углубленным и расширенным программам и детей со специальными образовательными потребностями.
– Очевидно, что успешное протекание процесса информатизации школ невозможно без хорошей технической базы. Как вы оцениваете оснащенность школ компьютерной техникой в целом?
– В результате реализации ряда федеральных и региональных целевых программ создана серьезная материально-техническая база обеспечения информатизации. Вместе с тем оснащение школ компьютерной техникой на сегодня в целом весьма неравномерное. Есть ряд школ, обеспеченных передовым оборудованием, где учителями-предметниками широко применяются информационные технологии, и в то же время немало школ имеет минимальное оснащение, достаточное только для обеспечения уроков информатики.
– Процесс информатизации предполагает в том числе и использование информационных технологий и компьютера в процессе преподавания предметных дисциплин школьной программы, не относящихся к информатике. Как вы считаете, готовы ли учителя-предметники к таким новшествам?
– Большая часть учителей-предметников не только готова к применению информационных технологий и компьютера в процессе преподавания предметных дисциплин, но и активно использует их в практической работе. К сожалению, в школах отсутствует массовое оснащение «предметных» (мультимедийных) классов современной компьютерной техникой.
Компьютер и информационные технологии, безусловно, являются мощнейшими средствами обучения, но к грамотному их применению (не во вред, а на пользу педагогическому процессу) учителя необходимо готовить и консультировать его в процессе применения новых технологий, так как экспериментирование без подготовки в этой области чревато снижением качества преподавания и даже нанесением вреда здоровью учащихся и учителей.
Сегодня процесс информатизации в школах обусловлен двумя основными факторами: общей информатизацией общества и мощнейшим лоббированием продвижения информационных технологий со стороны компаний – производителей техники и программного обеспечения.
Основная цель информатизации школы – формирование и развитие информационной культуры учащихся и повышение эффективности труда учителей и административных работников школы.
Для учащихся, живущих в эпоху информационного общества, необходим высокий уровень информационной культуры, его невозможно достичь при низком уровне информатизации школ. А для педагогических и административных работников информационные технологии – мощнейшее средство повышения эффективности профессиональной деятельности.
– Каковы официальные сроки, в которые должен быть реализован проект?
– В среднесрочной перспективе это 2015 год, обозначенный в стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. №Пр-212.
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Вместе с тем надо понимать, что развитие информационных технологий – один из наиболее динамичных процессов и каждый новый шаг на пути прогресса открывает новые горизонты не только для науки, производства, но и для образования, продлевая таким образом окончание основного этапа.
– Информатизация школ – процесс комплексный, развивающийся одновременно в нескольких направлениях. С одной стороны, информатизация школ предполагает внедрение компьютерных технологий в процесс преподавания, в то же время предполагаются изменения в программе по ИКТ. Очевидно, что успех таких изменений во многом зависит от того, насколько готовы к ним учителя в школах, от обеспеченности школ достаточным количеством компьютерной техники. С чего, по вашему мнению, следует начинать в первую очередь и что служит основным условием успешного перехода школ на качественно новый уровень обучения?
– Основным условием успешного перехода школ на качественно новый уровень обучения является системная работа сразу по всем направлениям информатизации, чтобы усилия, прилагаемые по одному из направлений, например, обучение педагогов, не пропадали из-за отставания по другим направлениям, например, из-за отсутствия возможностей применить полученные знания.
– На основании чего составляется школьная программа по предмету «Информатика и ИКТ»?
– На основании глубокого анализа истории информатики как общеобразовательного предмета, так и новых требований, предъявляемых выпускникам системы образования, живущим в условиях современной рыночной экономики.
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам, что потребовало разработки нового поколения стандартов, в том числе и по информатике и ИКТ.
П. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание, качество подготовки обучающихся».
Говоря о «Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения по информатике и ИКТ», необходимо вспомнить предыдущий, принятый в 2004 году. В этом стандарте был впервые зафиксирован статус информатики как общеобразовательного предмета. Если посмотреть на содержание стандарта, там два больших раздела: «Информационные процессы», который отражает именно предметную область «Информатика», и раздел «Информационные технологии», отражающий деятельностную составляющую. Укрепление статуса информатики совпало с развитием самого предмета как общеобразовательного.
В стандарте одними из главных моментов являются требования к выпускнику, они являются ключевыми. Стандарт 2004 года акцентировал внимание на предметной составляющей образования. Но наука как наиболее объективный и исследованный способ структурирования окружающего мира очень важна, и поэтому опора в образовании идет именно на науку. Но в действительности только предметной стороной не исчерпываются задачи образования. Важно и то, что выпускник должен понимать, что образование дает лично для него. В стандарте второго поколения прописан личностный аспект. Второй момент – то, что называется метапредметными умениями. В информатике таких моментов очень много, например, моделирование. О его важности говорилось еще в первом учебнике по информатике. В стандарте второго поколения требования разделены на три группы: личностные, что человек должен получить от образования, метапредметные, что он должен получить с точки зрения общей картины образования, и предметные умения.
Безусловно, изучение информатики приобретет более конкретную практическую направленность, так как учащиеся получат широкие возможности применения полученных знаний на занятиях по другим предметам и во внеклассной работе.
– Насколько актуальна на сегодняшний день проблема свободного программного обеспечения?
– Применение информационно-коммуникационных технологий невозможно без использования программного обеспечения.
До недавнего времени проблема использования программного обеспечения в учебных заведениях не поднималась. 2007 год коренным образом изменил ситуацию. Нашумевшее «дело Поносова» и аналогичные ему наглядно продемонстрировали, насколько остро стоит проблема обеспечения российских учреждений образования, науки и культуры современным программным обеспечением и соблюдения при этом требований законодательства, охраняющего авторские и смежные права. Российские школы стоят перед выбором программного обеспечения: использовать набор несвободных программных продуктов или переходить на пакет свободного программного обеспечения.
Хочу отметить, что далеко не каждая школа, начальное, среднее и высшее учебные заведения располагают необходимыми знаниями и могут поделиться опытом работы в свободных программах. Однако радует то, что в Московской области (как и во всей России) проведены дистанционные и очные курсы по повышению квалификации и формированию регионального кадрового резерва для консультаций и методической поддержки образовательных учреждений в области внедрения и использования ПСПО, и практически в каждом общеобразовательном учреждении организованы опытные зоны по внедрению свободного программного обеспечения.
Комментарии