Девятую Олимпиаду по граждановедческим дисциплинам открыл по традиции президент Ассоциации «За гражданское образование», главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
Поселок Московский многие ребята, приезжающие на Олимпиаду по граждановедческим дисциплинам, называют местом встреч единомышленников, а мне бы хотелось добавить и будущих политиков, министров, депутатов, губернаторов. И это отнюдь не преувеличение, потому, несмотря на юный возраст, 11-15 лет, – это народ неравнодушный, активный, энергичный, серьезно и вовсе не наивно рассуждающий о будущем России, о становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.
Первый день, как обычно, это общение, радостные встречи бывалых, участвовавших в олимпиаде и год, и два назад, и новичков. Это новые знакомства, начало дружбы, которая часто продолжается и поддерживается многие годы путем переписки, и прежде всего с помощью интернета, телефонных звонков. Здесь рождается братство, которое пополняется новыми олимпийцами и которое тем не менее покидают старшие ребята, закончившие школу.
Знакомству и быстрому возникновению теплых, добрых отношений способствует всегда Марина Шкробова, кандидат педагогических наук, тонкий, чуткий психолог.
Ребята, взявшись за руки, сначала образуют один круг, потом два: внешний и внутренний. Внутренний перемещается, внешний остается на месте, и в итоге таким образом меняются собеседники. Каждый рассказывает о себе и желает новому другу победы. И это взаимопонимание, взаимоподдержка и желание и умение радоваться успехам других сохранилось в ребячьем братстве до самой минуты расставания.
Он поздравил ребят с этим важным событием, отметив, что, читая письменные работы, присланные на олимпиаду, члены жюри каждый раз убеждаются в том, что у страны есть будущее.
«И это будущее вы. Нас радует, что многие ребята мыслят по-государственному. И в этом несомненная заслуга учителей, которые учат своих учеников ощущать собственную значимость в мире, быть причастными к тому, что происходит в нем. Наша олимпиада способствует этому. За эти годы в ней участвовало немало замечательных ребят. Это и Алексей Раков, который вот уже второй год привозит своего ученика уже как педагог.
Эта олимпиада, эти ежегодные встречи учеников и их учителей из разных регионов России не состоялись бы, если бы нам не помогали их организовывать Министерство образования и науки РФ, АПКиПРО, Центр гражданского образования (Калифорния, США), партнерство «СИВИТАС-Россия», если бы всю работу по подготовке и проведению конкурса не взяли на себя исполнительный директор Ассоциации «За гражданское образование», первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова и первый вице-президент ассоциации Наталия Воскресенская.
Ребят и учителей приветствовали также:
Татьяна Болотина, директор Центра гражданского образования при РИПКРО. Она отметила, что Олимпиада по граждановедческим дисциплинам стала хорошей традицией в России. Ее полюбили школьники и учителя. Сообщила о том, что этот год особый. Он объявлен Советом Европы годом гражданственности. Его девиз – учиться демократии и жить в демократии. В связи с этим составлен национальный план действий.
Татьяна Владимировна сделала небольшой экскурс в историю гражданского образования, рассказала о том, как оно начиналось в 90-х годах. Олимпиада, считает она, демонстрирует итоги всего гражданского воспитания в наших школах.
Директор партнерства «СИВИТАС-Россия» Евгений Беляков передал ребятам и их учителям привет от имени российских и американских организаций, входящих в партнерство. «Благодаря олимпиаде я узнал о том, что многие ребята имеют возможность получить гораздо больше знаний из разного рода литературы и интернета». Он пожелал ребятам, чтобы их идеи становились убеждениями, за которыми следовали бы действия.
Петр Положевец: «Мы все разные. У нас разные взгляды на мир. Разные культурные корни, разные религии. Но каждый другой человек представляет собой такую же ценность, как и ты сам. Я только что вернулся из Казахстана, мне сейчас вспомнились слова Олжеса Сулейменова, которые прозвучали там, на конференции: «Возвысить степь, не унижая гор».
Чарльз Квигли, директор Центра гражданского образования (Калифорния, США): «Большое спасибо за добрые слова, за большую честь быть вместе с вами. В истории нашей страны были такие моменты, когда мы особо интересовались Россией. На нас всегда положительно влияла ваша культура: Чайковский, Римский-Корсаков и другие композиторы. А также писатели: Толстой, Достоевский, Чехов. На меня большое впечатление произвела русская литература. Она оказала влияние на многих американцев. Моя жена, которая приехала сюда вместе со мной, – профессиональная балерина. Она училась хореографии Мариинского театра.
В возрасте некоторых ребят, приехавших на олимпиаду, я встретил Вторую мировую войну. Я рад, что мы были в то время союзниками, в борьбе с фашистской Германией и милитаристской Японией мы были вместе. К сожалению, это содружество распалось в годы холодной войны, и я доволен, что теперь между нашими странами сложились теплые отношения. Проект «Гражданин» позволил общаться друг с другом российским и американским детям. Они совместно работали над одним проектом, создавали билль о правах ребенка. И в дальнейшем, надеюсь, что наша молодежь будет обсуждать общие проблемы».
Ирина Димова говорила об эссе, которые ребята писали для первого тура. Она отметила, что многие из них оказались интересными по содержанию и по умению излагать свои мысли. На олимпиаде детям предстоит не только показать знания, умение отстаивать свои взгляды, а также общаться друг с другом, учиться друг у друга. Постигать что-то новое и вместе идти вперед.
Чарльз Квигли рассказал об особенностях образования в разных штатах Америки, в материальном обеспечении которых есть некоторое неравенство. Ряд школьных округов получают приличное финансирование, другие небольшое. На содержание образования влияют общенациональные события, а также события в мире. Когда в 1957 году в Советском Союзе был запущен первый спутник, американская нация была охвачена паникой. Тогда были направлены все деньги на математическое и естественно-научное образование за счет других предметов. Сегодня американские ученые и педагоги больше обеспокоены состоянием обучения чтению, родному языку и математике. На эти дисциплины направляется больше всего средств.
В истории развития гражданского образования было разное отношение к нему. Современное состояние его не вполне удовлетворяет. Только 15-20 процентов детей получают полноценное гражданское образование.
Опрос большинства населения показал, что гражданское образование они считают важным для будущего детей, но отмечают, что ему уделяется недостаточное внимание. В результате многие молодые люди не понимают, в чем заключается государственно-политическая система в стране. Многие негативно относятся к государству, особенно к законодательной власти, на которую народ может влиять. Гражданское образование в 20-60-е годы XX века занимало незначительное место в системе обучения. Хотя были и исключения.
Граждановедение того времени представляло из себя сухой и скучный предмет, он способствовал развитию слепого патриотизма. В результате в 60-е годы, когда были студенческие волнения, гражданское образование было исключено из школьной программы. Началось движение за его совершенствование. Обществоведы стали более реалистично представлять в программе историю США: рабочее движение, положение с рабами. Усилилось внимание к конституции США и Биллю о правах. Исследования показали, что Билль американский народ поддерживает, но плохо знает его содержание. Сейчас движение за совершенствование гражданского образования продолжает развиваться. Оно должно занимать более достойное место.
Господин Квигли говорил и об обучении в духе демократии. Он подчеркнул, что демократическая культура развивается в течение столетий. И несмотря на это, учащиеся, студенты часто мало знают о политическом устройстве страны, хотя все они приверженцы свободы. Могут свободно высказывать свое мнение. Считают народ источником власти, находят естественным критиковать правительство, потому что в США никогда не было наследственной власти. Эти идеи записаны в конституции США. Когда наш президент приносит присягу, он клянется исполнять конституцию.
Политическая система США – сложная, и, чтобы ее поддерживать, нужны необходимые знания. Для этого создается программа, позволяющая детям, молодежи лучше понимать устройство государства.
Интересно обстоит дело с развитием таких программ в странах с развивающейся демократией, порой там они даже оказываются эффективнее. Например, в Самарской области обучение демократии проходит более эффективно, чем во многих наших штатах.
В международном движении за развитие гражданского образования участвуют около 65 стран. Каждый год проводятся международные конгрессы, два года назад он проходил в Москве, в прошлом году – в Будапеште.
Проект «Гражданин» зародился в США, он призван был решать некоторые проблемы в гражданском образовании. Интересно, что во многих наших образовательных программах основное внимание уделяется федеральной власти и мало местной, хотя последняя решает основные вопросы населения. И мы задумали сделать программу для всей страны, а также и на местном уровне. У нас сложно создать единый федеральный учебник и программу, так как в разных штатах система образования отличается.
Была разработана программа проекта «Гражданин». Центр гражданского образования в Калабасасе бесплатно предоставляет материал для разных стран, где ею интересуются. Она переведена на 50 языков, в том числе и на русский. В чем суть проекта? Учащиеся сначала определяют для себя основную проблему из нескольких взятых, исследуют ее и предлагают решение местным властям. Они разрабатывают свое решение и смотрят, как местные власти это реализуют.
Замечено, что ученики из разных стран уделяют внимание сходным проблемам и по их поводу общаются по интернету. Они могут создавать совместные проекты, как это было с Биллем о правах ребенка. Такие проекты мы поддерживаем. Сейчас есть задумка собрать в США около 30 проектов из разных стран, чтобы дети представили свои проекты и, может быть, даже показать их конгрессу США.
Участники семинара задали Чарльзу Квигли несколько вопросов.
Александр Аузан, доктор экономических наук, профессор МГУ:
– Наши граждане не вполне еще осознали, что такое гражданское общество, и тем не менее часто прибегают к его услугам. Если сына забирают в армию, они обращаются в Комитет солдатских матерей, если рубят деревья во дворе, обращаются в гринпис, обманули в магазине – ищут защиты в обществе потребителей. Получается, что деревья, то есть отдельные неправительственные организации, есть, а леса (гражданского общества) нет.
Что такое гражданское общество? Давайте посмотрим на него с точки зрения экономиста. Само открытие гражданского общества как явления, значимого для экономического производства, произошло довольно поздно. XX век для нас – это поле огромного и негативного эксперимента с государством. Оно вмешивалось в семейную жизнь, в сознание человека.
В 70-х годах стали спорить о том, как установить баланс между рынком и государством? Рынок не справляется со всеми задачами, а государство с ними справляется еще хуже. Кто с этим справится? Таким образом, возникла тема гражданского общества. Оказалось, что оно тоже производящая сила. И тоже есть результаты. Зачем нужно государство? В Англии писали о том, что если бы не было государства, то некому было бы строить маяки, так необходимые островной стране? Однако, изучая архивы, ученые обнаружили, что ни один маяк не был построен государством. А эмиссия денег, борьба с преступностью? Выяснили, что, кроме государства, эти проблемы решают общественные организации. Есть три способа решения. Один – принуждение (сбор налогов), второй – сделка (бизнес), третий – общественный договор (гражданское общество).
Я не согласен с теми, кто считает, что Россия идет к тоталитаризму. Тоталитаризм – очень дорогостоящая система. У нас нет, скажем, укрепленных границ. Когда их нет, невозможно давить на население, иначе оно побежит.
Другое направление – бизнес, он заинтересован в закреплении прав собственности. Государство, гражданское общество и бизнес должны решать многие жизненно важные вопросы. Они всегда конкурируют между собой.
И у нас в стране огромное количество вопросов решает гражданское общество. В последние годы возникло множество общественных организаций. Заметив, что многие проблемы никем не решаются, люди начали объединяться. Когда говорят, что в России не любят объединяться в организации и платить членские взносы, это не так. Хочу сказать, что люди во всем мире этого не любят. Это так называемая проблема «зайца».
В чем она состоит? Вот, скажем, строят дом, который загораживает свет другому, малоэтажному. Один житель его пошел жаловаться. И ничего не добился. Больше не пойду, думает он, что мне больше других надо? Идет целая группа, а он думает: пусть добиваются, а я не буду лезть. Главная проблема гражданского общества – как решить проблему «зайца».
Откуда брать деньги на гражданское общество? Пусть государство дает, говорят одни. Но тогда оно будет служить рычагом принуждения.
Проблема «зайца» сквозная. Как ее решать? Есть теория коллективного действия. Скажем, в подъезде дома решили установить домофон. В нем живут как одинокие пенсионеры, так и новые русские. Последние могут за всех заплатить. В малой группе так решается проблема «зайца», а если группа большая? Проблема в них решается, если есть стимул.
Общество «Мемориал» насчитывает почти миллион членов. Это скорее исследовательская организация, а не правозащитная. Она занимается и проблемой бывших репрессированных. Многие общественные организации занимаются еще и дополнительными вопросами.
Я живу в гражданском обществе. Мне кажется, что это хорошо, однако здесь есть плюсы и минусы. В последнее время стали говорить о его качестве. В 60-70-е годы, когда заметно замедлилось развитие экономики Англии, оказалось, что это было связано с качеством гражданского общества. В 60-е годы там существовало много мелких обществ. И все начали делить «пирог» ради только своей группы. Потребовалось, например, разогнать профсоюз угольщиков. И потом положение стало улучшаться.
Было несколько волн в формировании гражданского общества. Общественные организации занимаются не только правозащитной деятельностью, защитой социальных прав. В конце 80-х годов прошлого века появились экологические организации, затем потребительские. В середине 90-х новые коммерческие организации бизнеса. Стали возникать отраслевые ассоциации и ассоциации саморегулирования. Появились научные сообщества. В 90-е годы развернулись разнообразные организации.
Потом с 2000 до 2003 г., когда государство начало сознавать себя государством, и гражданское общество осознало себя. Мы тогда осознали, что нужно менять форму работы, усилить свою деятельность перед лицом усилившегося государства, чтобы вести с ним диалог.
На чем основывается диалог? Основой для диалога с властью является то положение, которое мы занимаем в экономике. Первые переговоры с властью были в 2002 году. Речь шла о поправках в Налоговый кодекс. Представители правительства признали свои ошибки, хотя переговоры были трудными. Мы сказали тогда, что сворачиваем свою деятельность, но правительство запротестовало, оно не могло взять на себя все функции, которые были у нас.
В чем значимость гражданского форума 2002 года? Вмешательство Кремля в гражданское общество было неизбежным. В процессе централизации власти появилась конкуренция за влияние на гражданское общество. К этому стремились и Березовский, и Ходорковский, а также оппозиция. Был создан проект форума, который казался опасным. Он вызвал сопротивление общественных организаций. В газетах писали, что форум – муляж гражданского общества.
В 2001 г. начались переговоры по поводу его созыва. Мы выставили шесть условий при встрече с Сурковым. Он принял пять. Шестое условие заключалось в том, чтобы форум проходил не в Кремлевском Дворце. Он сказал: «Людей должно быть много: 5 тысяч человек».
Гражданский форум в целом был успешным. Но о нем плохо писали в прессе. Раньше от имени общества с властью говорили СМИ. Мы этого не учли. Главным, что звучало в прессе, было утверждение: о форуме все забудут через неделю. Мы провели во время форума 21 дискуссионную площадку, 71 «круглый стол», 37 переговорочных площадок с разными представителями власти. Были отданы распоряжения по реализации предложений.
Этот период с 2000 по 2002 год не был абсолютно бесплодным. Удалось решить немало. Был принят закон об альтернативной службе, которого мы добивались восемь лет. Нашли компромиссный вариант с генштабом, который долго сопротивлялся. Добились ротации войск в Чечне. Когда началось дело «Юкоса» тоже пришлось вмешаться. Дело в том, что поделить собственность так, чтобы все были согласны, невозможно. Все страны прошли через это.
Главная проблема у крупного капитала не с главой государства, а с населением. Мы направили закрытое письмо президенту. Он дал указание найти компромиссное решение.
Маша Львова, представитель отдела культуры посольства США в Москве говорила о том, что оно вот уже 10 лет сотрудничает с ассоциацией «За гражданское образование», поддерживая все то лучшее, что российские ученые и учителя делали для продвижения нового предмета «Граждановедения». Устраивали стажировки педагогов в Соединенных Штатах, приглашали в Россию лучших специалистов.
Комментарии