Мы отметили 62-ю годовщину Победы над фашистской Германией. А между тем 2007 год – это год 65-летия победы Красной Армии в Сталинградской битве.
Время бежит неумолимо. Абсолютного большинства тех, кто весной 1942 года принимал участие в этом историческом событии, уже нет в живых. Участников Сталинградской битвы сегодня можно пересчитать чуть ли не по пальцам. В связи с этим хочется поддержать нашего спикера Государственной Думы Бориса Грызлова. Его предложение отмечать каждый День Победы как юбилейный отвечает чаяниям тех, кто остался в живых, и станет признанием величия подвига нашего народа. Как Герой России, я целиком и полностью поддерживаю его предложение и хочу поделиться своими воспоминаниями о событиях 65-летней давности с точки зрения рядового летчика-истребителя, участника воздушных боев за завоевание господства в небе над Сталинградом.
К весне 1942 года я в составе Качинской авиационной школы летчиков им. А.Ф. Мясникова обучал курсантов на аэродроме Красный Кут. Среди личного состава школы не было таких, кто не обращался с рапортом по команде с просьбой отправить на фронт. Но мы понимали, что наши выпускники с налетом 20-30 часов не могут достойно противостоять немцам-пилотам, получившим боевой опыт в ходе продолжительной войны в Европе. Также мы понимали, что 1942 год немцы выделили как год реванша за проигранное сражение под Москвой в декабре 1941 года. К тому же битва под Сталинградом была стратегической, так как Волга – это артерия, по которой шло обеспечение топливом всех частей Красной Армии.
В ночь на 12 июня 1942 года фашисты вторглись в пределы Сталинградской области. Ставка Верховного Главного Командования объявила область на военном положении. Под лозунгом «Все силы на защиту Сталинград!» принимались срочные меры.
Не вдаваясь в подробности, отмечу, что против нашего Сталинградского фронта немцы выдвинули 6-ю армию под командованием Паулюса численностью более 270000 человек. Наземные войска немецкой армии поддерживал 4-й воздушный флот люфтваффе численностью до 1200 самолетов. В его числе находился 8-й авиационный корпус, в котором летали знаменитые непобедимые эскадры – 3-я УДЭТ, 52-я им. Мелдерса, Ас-Пик на новейших «мессершмиттах» и «фокке-вульфах».
Наша 8-я воздушная армия была создана буквально за месяц до начала Сталинградской битвы. Мы в составе 434-го истребительного авиационного полка под командованием качинца майора Ивана Ивановича Клещева и полка бомбардировщиков Пе-2 под командованием подполковника Ивана Семеновича Полбина входили в особую авиационную группу, которой командовал полковник Василий Иосифович Сталин – тоже выпускник Качи.
Нашей основной задачей было прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые ежедневно совершали по 5-7 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Полк был укомплектован полностью. Почти половина летного состава была сформирована из выпускников Качинской Краснознаменной школы летчиков. К моменту начала Сталинградской битвы по личному отбору В. Сталина сюда прибыли служить и мы – 9 летчиков-инструкторов из Качи.
В начале Сталинградской битвы мы вели боевые действия на дальних подступах к городу. Бои в основном шли в районе н.п. Калач, где действовала переправа через Дон. Фашисты пытались ее уничтожить. Мы силами своего полка не давали им это сделать. В этой связи помню, что наш первый же вылет на прикрытие переправы закончился четырьмя сбитыми немецкими истребителями, при том, что сами мы вернулись домой без потерь.
Вспоминаются также наиболее запомнившиеся эпизоды того времени. Ранним солнечным утром с аэродрома Гумрак мы взлетели восьмеркой Яков. Ведущий – заместитель командира полка Василий Петрович Бабков. При подлете к Калачу обнаруживаем группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Бабков по радио командует: «Не допустим к переправе этих гадов-лапотников (так мы называли Ю-87 из-за того, что у них не убирались в полете шасси)». С первого же захода мы завалили семь
Ю-87. Они факелами полетели к земле. Среди немцев сразу же началась паника. Строй рассыпался, бомбы полетели куда попало. Со снижением они развернулись в сторону своих аэродромов. Преследовать их мы не стали, так как обнаружили следующую группу бомбардировщиков. Бабков развернул нас для очередной атаки. И еще пять стервятников упали на землю
Вспоминается еще один день войны – 29 июля 1942 года. Запомнился он мне тем, что накануне нам был объявлен известный приказ Сталина №227. Летчики ежедневно выполняли по 5-6 боевых вылетов. Шли тяжелейшие бои за переправу. В небе творилось невообразимое. Групповые бои – это карусель, в которой нет ни секунды спокойного времени. Красноносые Яки сплетались в такие клубки с фашистскими самолетами, что перед глазами только мелькали то самолеты, то тени от них, то факелы сбитых машин, то разрывы зенитных снарядов.
В тот день мы потеряли два самолета. Подбитым оказался и я, но дотянул до своего аэродрома Гумрак на поврежденном самолете. Мой Як трясло, как в лихорадке, но и на таком самолете мне удалось сбить своего обидчика, который пытался после атаки уйти под нашей группой. Не удалось! По радио услышал голос Василия Петровича Бабкова: «Молодец!» и его команду друзьям-качинцам Александрову и Шишкину прикрыть меня.
Кстати, Александров был вторым сбитым в тот день. Случилось это после пятого боевого вылета. Он вернулся на аэродром на рассвете следующего дня верхом на лошади. Много позже этот эпизод вошел в известный фильм Л. Быкова «В бой идут одни старики».
Я в тот день с трудом дотянул до аэродрома. С проблемами, но шасси все-таки я смог выпустить, хотя во время приземления они сложились – сначала левая, а затем и правая стойка. На замки они в воздухе так и не встали. Оставляя за собой кучу пыли, самолет прополз по грунту и остановился. Не успел я покинуть самолет, как на машине подъехал мой ведущий. Что он мне кричал, дословно не помню. Помнятся только его слова: «Не надо в воздухе раскрывать хлебоприемник. Могут убить!»
Мне в этой ситуации было обидно вдвойне – за то, что подставился немцу, и за то, что не на чем стало летать. В тот день на нашем командном пункте находился полковник Сталин. Он спросил: «Ну что, летать сегодня будешь?» Я в ответ: «А на чем?» Он мне: «Летай на моем Яке».
В этот день я успел сделать еще четыре боевых вылета. Сбил на самолете Сталина – «штучном Яке», подаренном ему лично конструктором Яковлевым, – бомбардировщик Ю-87 и истребитель Ме-109. В последнем вылете опять досталось и мне – были повреждены крыло и закрылки. При посадке самолет начал делать «бочки». Ведущий запросил: «В чем дело?» Отвечаю: «Буду садиться без закрылков». Особенность такой посадки заключается в том, что планирование и сама посадка выполняются на повышенной скорости. Несмотря на то что я выкатился на посадке в картофельное поле, полковник Сталин сказал, что машину залатают, а меня похвалил за успешные вылеты и такую посадку…
В период июль-август 1942 года наш 434-й иап сбил в воздушных боях 90 самолетов противника, не потеряв ни одного своего самолета.
В августе мы перебазировались на аэродром Люберцы. Нам предстояло переучивание на самолеты «Аэрокобра» – работал лендлиз. Командир полка майор И. Клещев и заместитель командира полка майор В. Бабков успели слетать на них и дали положительную оценку летно-техническим данным самолета. Однако переучивание не состоялось. Ночью нас по тревоге на транспортных самолетах перевезли на аэродром Багай-Барановка. Там приняли и облетали самолеты Як-7Б и… снова в район Сталинграда на аэродром в районе совхоза «Пролетарский». О нашем возвращении немцы узнали на следующий день, когда командир 1-й эскадрильи капитан Иван Избинский в первом же вылете сбил самолет-разведчик Ю-88.
Обстановка под Сталинградом была очень сложной. Немцы всеми силами пытались решить задачу – взять Сталинград, перерезать речную артерию и объявить миру о своей победе в этой страшнейшей и кровопролитной битве. 13 сентября Паулюс начал штурм города, а 16-го полк включился в самые тяжелые воздушные бои. В первый же день многие из нас пополнили счет сбитых немецких самолетов. Командир полка сбил два немецких самолета. Летчики-качинцы Долгушин и Якимов – по одному. 17 сентября мы сбили 7 самолетов противника, в том числе по одному я и С. Долгушин. К сожалению, в тот день мы потеряли командира звена капитана Екатерину Нечаеву – звено девушек в полк привез командующий ВВС генерал-лейтенант А.А. Новиков.
Нечаева уже имела на счету сбитый Ю-88. В ее звено входили лейтенанты Лебедева и Блинова. Мы это звено берегли, как могли. Однако девчата рвались в бой и вели бои с немцами на равных. К сожалению, в боях под Орлом погибла Лебедева. Блинова также была сбита, попала в плен, бежала, прошла проверку СМЕРШа и воевала до Победы…
О напряженности боевых действий свидетельствуют цифры. Ежедневно полк выполнял более 70 самолето-вылетов. В воздушных боях было сбито 30 немецких самолетов, из них 15 – сбили летчики нашего полка, потеряв при этом один Як-7Б. 20 сентября мы сбили 4 самолета, 21 сентября – 7, 22 сентября – 3, 23 сентября – 5. Сбивали, сбивали и сбивали. Хочу отметить качинцев, так как они являлись примером в этом нелегком деле. В. Бабков, Ф. Прокопенко, В. Луцкой, Н. Якимов,
С. Долгушин, А. Баклан, А. Аникин, В. Гаранин, Н. Карначенок, И. Избинский, С. Команденко, А. Котов, И. Стародуб пополняли счет сбитых фашистов практически ежедневно.
Однако война есть война. В воздушных боях сбивали не только мы, сбивали и нас. 22 сентября погиб Н. Карначенко. За свою яркую авиационную жизнь он успел совершить 349 боевых вылета, сбить более10 самолетов. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 сентября погиб капитан И. Стародуб. В последнем своем воздушном бою он сбил Ме-109. У него закончились боеприпасы, и летчик принимает решение на таран «юнкерса». Оба самолета взрываются в воздухе.
Чуть позже погибли в один день Николай Шульженко и Владимир Микоян – сын Анастаса Микояна. Почти 50% составили потери нашей эскадрильи в те сентябрьские дни 1942 года. Хочу подчеркнуть, что во время интенсивных боев истребительный авиационный полк через 3-4 дня практически прекращал свое существование. Наш полк жил дольше.
В конце сентября 1942 года я остался практически один в эскадрилье. Самолет мне достался от заболевшего Василия Савельева. Приходилось ежедневно дежурить по графику прикрытия точки базирования или для вылета по тревоге. Мою голубую «тройку» готовил весь технический состав эскадрильи. Особенно старались наши девчонки-оружейницы. Я продержался до ухода нашего полка на отдых и доукомплектование. Ярко вспоминается один из последних боевых вылетов. К концу дня, порядком уставший, я задремал в кабине самолета и не заметил сигнала на взлет. Бежавший к своему самолету Володя Гаранин крикнул мне в ухо: «Две зеленых!» После взлета на боевом курсе впереди обнаруживаем большую группу немецких бомбардировщиков. Сблизившись, увидели интересную картину. Наши штурмовики Ил-2, искусно маневрируя, атаковали «лапотников» и довольно результативно. Включились и мы. Мне удалось сбить два Ю-87.
Утром по пути домой я решил перехватить самолет-разведчик Ю-88. Однако сверху на меня свалились два «мессершмитта». Стало «жарко». Но помогла качинская выучка. От немцев удалось оторваться, но садиться пришлось на пшеничное поле. Только на четвертые сутки я вернулся на свой аэродром. Комиссар полка уже успел доложить о том, что «старший лейтенант Ф.Ф. Прокопенко погиб смертью храбрых». А я оказался жив и живу до сих пор.
Наш полк прошел славный героический путь от Сталинграда до Берлина, уничтожив 534 самолета противника. 19 летчиков стали Героями Советского Союза.
За высокие боевые заслуги 434-му иап 21 ноября 1942 года было присвоено наименование 32-й гвардейский истребительный авиационный полк. Кроме того, полку было вручено Красное Знамя, и он был награжден орденами Суворова 3-й степени и Красного Знамени.
…В канун 65-летия Сталинградской битвы нам, ветеранам Великой Отечественной войны, есть чем гордиться, есть о чем вспомнить и за что поднять боевые 100 грамм. Прежде всего за Победу, затем за родную Качинскую Краснознаменную авиационную школу летчиков
им. А.Ф. Мясникова и за наших боевых друзей.
Федор ПРОКОПЕНКО, заслуженный военный летчик, Герой Российской Федерации, полковник в отставке, выпускник Качинской Краснознаменной авиационной школы летчиков 1940 года
Комментарии