В Московском городском дворце детского и юношеского творчества прошла церемония награждения победителей городского конкурса «Самый классный классный».
Организаторы не ошиблись, выбрав для праздника Дворец творчества на Воробьевых горах, так как именно здесь не только тысячи мальчишек и девчонок постигают великое таинство и становятся творческими личностями, но и сотни педагогов приобретают столь нужные им сегодня навыки воспитательной работы. Ведь кто такие классные руководители? Это хорошие учителя-предметники, которые, кроме того, взваливают на свои плечи трудную работу с конкретным классом. От того, как они выстраивают отношения с детьми, как им удается организовать их интересный досуг, установить контакт с родителями, зависит очень многое в жизни учеников. Учитель-предметник дает знания, классный руководитель дает все необходимое для будущей взрослой жизни своим подопечным.
В этом году за звание победителя в конкурсе «Самый классный классный» боролись 29 педагогов. Уже не раз было сказано, что это один из самых сложных конкурсов, потому что к нему нельзя подготовиться. Можно мобилизовать себя и вспомнить все из того, что ты делаешь каждый день и каждый час, можно припомнить все проведенные классные часы, дискуссии, экскурсии, спектакли и концерты, но все же на конкурсе все зависит от того, какая ты личность, какими качествами и достоинствами обладаешь, от того, как ты все покажешь жюри, как проявишь себя.
В ходе конкурса нужно было много работать с «чужими» классами. Каждый участник привозил на конкурс свой класс, но работал с этим классом его коллега. При этом очень многое зависело не только от того, как поработает сам конкурсант, но и как поработает его класс. Не случайно говорят, что, каков начальник, выясняется тогда, когда он отсутствует, а коллектив должен работать в прежнем режиме. По аналогии, каков классный руководитель, как и каких детей он воспитал, определяется наилучшим образом тогда, когда его нет рядом с детьми. Кстати, последнее задание на финальном туре было таким: нужно было вместе с чужим классом подготовить рассказ-презентацию о его классном руководителе. Все десять конкурсантов прекрасно справились с этим заданием, хотя оно было очень непростым.
Вообще в ходе конкурса участникам было предложено много самых разных и довольно сложных испытаний. Поэтому понятно, почему на сцену Московского городского дворца творчества пригласили всех 29 конкурсантов, вручили им цветы, дипломы и наградили бурными аплодисментами. Все это они заслужили, как говорится, по праву. Приветствуя лучших классных руководителей Москвы, заместитель начальника управления воспитания и дополнительного образования ДОМ Татьяна Максимова не случайно поблагодарила их за ратный подвиг – эти педагоги и в самом деле в наше непростое время борются за каждого ребенка, стремясь не отдать его улице, криминалу, вредным привычкам и многому другому. «Победы классного руководителя – это победы его воспитанников. Мы знаем, – сказала Татьяна Ильинична, – что самая сложная работа в школе – это работа классного руководителя, он решает трудные задачи, он помогает ученику в формировании самых важных человеческих качеств. К сожалению, классный руководитель чаще всего сталкивается с трудностями, иногда – с неудачами. Вместе с тем мы знаем, что нет более интересной педагогической деятельности, чем работа классного руководителя. Он видит результаты своего труда, он видит, как развивается ребенок, как он становится человеком. Мы прекрасно понимаем, что педагогическая работа, как сказал Корчак, – это не работа по созданию ребенка, педагогика – это именно создание человека, и лучшие классные руководители с этим прекрасно справляются. В последние годы мы почувствовали, насколько важным, приоритетным направлением становится для нас воспитание не только на словах. Конкурс «Самый классный классный» в последние два года мы проводим в рамках нацпроекта «Образование» и видим, насколько растет активность наших учителей-предметников, насколько интересна стала их деятельность в роли классных руководителей. В конкурсе участвовали 29 педагогов, а армия классных насчитывает в Москве более 33 тысяч. Нет такого зала в России, где можно было бы собрать их всех вместе, но мы ощущаем связь всех классных столицы, которая проявляется в наших общих интересных делах». Конечно, такого зала в России нет, но зато есть телевидение, которое вполне могло бы вести прямую трансляцию из зала Московского городского дворца творчества, сделав так, чтобы лучших классных могли бы увидеть все педагоги, родители и ученики. Мы сегодня постепенно привыкаем (хотя привыкнуть к этому невозможно) к тому, как ухудшается мнение о современном учителе в нашем обществе. Демонстрация лучших достижений и лучших педагогов помогла бы повышению имиджа педагогов, но, к сожалению, хорошее телевидение не интересует. Между тем в этом довольно небольшом зале было полно учеников, и нужно было слышать, как они кричали своим педагогам «Браво!» и «Поздравляем!», как действительно воспринимали их победу как свою.
В финале конкурса за победу «сражались» десять классных руководителей. Каждый из них был отмечен жюри в одной из номинаций.
Победителем в номинации «Увлеченность педагогикой игры» стал единственный мужчина в десятке финалистов – учитель истории и обществознания школы №507 Южного округа Сергей Юлов. «Сергей Владимирович, – сказали о Юлове ведущие церемонии, – активно использует в своей работе тренинговые и игровые методики, коллективные творческие дела, владеет обширными знаниями психофизиологических особенностей детей, умело руководит психогеографией класса».
В номинации «Активная жизненная позиция» отмечена Елена Корнейчик, учитель начальных классов школы №1361 Юго-Западного округа – человек творческий, умеющий заражать своей энергией учеников, ведущий постоянный поиск, приобщающий своих учеников к исследовательской и проектной деятельности. Недаром система воспитательной работы, разработанная ею, считается лучшей в начальной школе.
Первой в номинации «Профессиональная целеустремленность» стала учитель школы №128 Центрального округа Татьяна Давыдова. Каждый день Татьяна Сергеевна идет счастливой дорогой к своим ученикам, к своей школе, которая стала для нее не просто местом работы, но и праздником, где каждый день, прожитый вместе с учениками, становится еще одной красочной страницей.
Дипломы трем лауреатам вручала председатель жюри конкурса, заведующая кафедрой психологии и воспитания Московского института открытого образования Екатерина Мухаметулина. Поздравляя их, Екатерина Александровна сказала, что три недели представительное жюри оценивало работу конкурсантов: «Конкурсные соревнования придают вкус жизни. Но жизнь – это не конкурс, она шире, глубже и проще. Поэтому независимо от того, победил ли учитель в этом конкурсе или нет, нужно считать себя победителем и продолжать свою работу».
Ольга Филиппова, учитель начальных классов школы №1224 Северного округа, победившая в номинации «Высокая педагогическая культура», разработала авторскую программу для младших школьников, которая помогает формировать детско-взрослый коллектив родителей, учеников и учащихся, способствует созданию психологически комфортной атмосферы в классе и развитию личности каждого ребенка. Ольга Владимировна часто играет с детьми в театр даже на уроке. В результате у ее учеников выработался устойчивый интерес к приобретению знаний и творчеству. 10 лет назад Ольга Филиппова уже была лауреатом окружного конкурса в номинации «Имидж учителя», победа заставила ее работать еще больше. Диплом Ольге Филипповой вручала доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО Наталья Селиванова, а от души поздравлял лауреата исполняющий обязанности начальника Северного окружного управления образования Владимир Ермаченков. Владимиру Семеновичу пришлось не раз выходить на сцену с цветами – в этом году Северный округ подарил Москве сразу трех финалистов, чтобы поздравить педагогов, добившихся значительных успехов. Кстати, Ермаченков поздравлял не только педагогов, но и директоров школ, в которых они работают, и это было совершенно верно сделано: без директора, создающего в школе вместе с учителями творческую обстановку, ни творческая работа, ни победа для учителя невозможны. Первый букет он вручил директору школы №1224 Инне Евграфовой.
А Наталья Селиванова вручала диплом и еще одному победителю: в номинации «Верность лучшим традициям начальной школы» первой была учитель начальных классов школы №714 Западного округа Марина Воробьева. В арсенале Марины Александровны много самых разнообразных инновационных методов работы с детьми, она создала на базе своего класса родительский клуб «Мы» и обсуждает с ними самые актуальные вопросы воспитания детей, помогает им выработать навыки эффективного поведения и взаимоотношений с детьми, стала координатором экспериментальной площадки по здоровьесберегающей деятельности школы полного дня.
Интересна конкурсная история учителя истории и обществознания школы №1151, заслуженного учителя РФ, отличника народного просвещения Ольги Александровой, победившей в номинации «Педагогический оптимизм». Много лет тому назад Ольга Александровна успешно участвовала в конкурсе «Учитель года Москвы» и вошла в пятерку лауреатов. Победил тогда учитель истории из Зеленограда Игорь Агапов. Когда Агапов стал директором школы, то сразу позвал Ольгу Викторовну к себе в школу, но она отказалась. Но упорный Агапов объединил две школы (в том числе школу, в которой работала Александрова), и теперь Ольга Викторовна, чей педагогический стаж уже приближается к 30 годам, работает все же под его началом. Агапов, кстати, сидел в зале, кричал «Оля!» и преподнес своей учительнице букет. А диплом ей вручала доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора научно-практического центра международного Союза детских общественных объединений Ирина Фришман.
Победитель в номинации «Служение ценностям гражданского общества» учитель школы №752 Северо-Восточного округа Карина Яралова так говорит о себе: «Я в душе большой затейник, не какой-то там бездельник, вам я честно обещаю, что из школьников-детей как учитель воспитаю замечательных детей». Как говорится, сказано – сделано. Учащиеся Карины Леонеловны всегда лидируют в школьных и муниципальных конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, активно участвуют в различных субботниках и воскресниках, а она сама часто получает благодарственные письма от своих воспитанников и их родителей. Диплом Карине Яраловой вручал директор Московского городского дворца творчества, член Московской городской общественной палаты по образованию Дмитрий Монахов. Дмитрий Львович поприветствовал не только Карину Леонеловну, но и всех собравшихся в зале дворца, который он по-старому называл Дворцом пионеров: «Смотрю на наших ребят, сидящих в зале, и у меня складывается впечатление, что, когда они станут старше, станут папами и мамами, то отведут своих детей к нам во дворец, что у их детей будут такие же замечательные классные руководители, как те, что победили в этом трудном конкурсе».
После вручения дипломов великолепной семерке стало понятно, что сейчас будут названы имена тех, кто вошел в тройку победителей. Назвали эти имена весьма оригинально.
Сначала на сцену вышел 8-й класс школы №411 Восточного округа и рассказал о своей замечательной классной руководительнице Анне Лапиной, которая заняла в конкурсе третье место. Лучше, как говорится, о педагоге не скажешь: ребята нашли такие слова, что Анна Алексеевна, слушавшая их, стоя в зале, ужасно волновалась, а потом обнимала своих ребят, ставших ей дорогими и близкими, любимыми детьми.
Ирина Макаркина, учитель лицея №1575 Северного округа, ставшая второй в этом трудном конкурсе, сидела в зале вместе с директором лицея Ириной Бобровой и радовалась, насколько добры и внимательны ее дети из девятого класса, сумевшие найти много хороших слов, рассказывая о своем классном руководителе. Кстати, вручал диплом Ирине Юрьевне народный учитель СССР, директор школы №825 Владимир Караковский. Владимир Абрамович поцеловал руку Ирине Макаркиной, и это, пожалуй, было самым лучшим подарком педагогу. «Учитель служит Отечеству, поэтому в нашей школе отмечают День учителя два раза – 1 сентября и 23 февраля, – сказал Владимир Караковский. – Когда нашим учителям говорят «Спасибо» или вручают какие-то знаки отличия, они, как офицеры, отвечают: «Служу России». Да здравствуют классные руководители Москвы!».
Кульминацией праздника стало вручение диплома абсолютному победителю конкурса – учителю школы №238 Северного округа Светлане Ермаковой. Ее поздравлял и ее одиннадцатый класс, и Татьяна Максимова, и Владимир Ермаченков, и директор 238-й школы Олег Глухих. Можно сказать, что конкурс стал триумфом Северного округа.
Настоящим праздником сделали церемонию награждения победителей городского конкурса «Самый классный классный» лучшие творческие коллективы – лауреаты городских фестивалей «Юные таланты Московии» и «Эстафета искусств»: детский коллектив «Альт» Центра детско-юношеского творчества «Бибирево» (художественный руководитель Альбина Тупальская»), исполнивший «Попурри песен о школе», ученик школы №1065 Вячеслав Спиридонов, прочитавший свое стихотворение «Деревня», образцовый детский ансамбль современного эстрадного танца «Шанс» школы №547 Южного округа (руководитель Лариса Волкова) с танцем «Валенки», саксофонист Виктор Кононенко, ансамбль современного эстрадного танца «Энжел» школы №470, вокальный ансамбль Центра образования №1861 «Конфетки», коллектив «Северная мозаика» школы №1224.
Комментарии