search
main
0

Они не стесняются и не волнуются

Когда им интересно…

Что такое современный урок? Это прежде всего творческое взаимодействие ученика и учителя. И для меня очень важно, чтобы каждый урок был интересным, увлекательным. Замечательное высказывание французского писателя и литературного критика Анатоля Франса стало для меня руководством к действию: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета учителя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений. С первого класса я использую методику развития критического мышления. Ребятам очень нравится работать в парах, группах. Они любят выступать, отстаивать свою точку зрения о прочитанном тексте, произведении.

Этот процесс для каждого из них увлекателен, потому что они уверены, что сами смогли разобраться с новой темой, с решением сложной задачи. Они готовы сотрудничать и помогать друг другу в достижении целей. Когда мы стали работать дистанционно, я решила продолжать работу, активно вовлекая ребят в учебный процесс. Да и мои дорогие ученики проявили активность, заинтересованность и показали, что и дистанционное обучение может быть интересным и познавательным. Самое главное – желание узнавать новое, стремиться хорошо учиться, проявлять самостоятельность.

Вот несколько стратегий, которые можно использовать, для того чтобы сделать любой урок и любую тему интересными.

Нестандартный вход в урок

На первый слайд, который я использую в презентации на любом уроке дистанционного обучения, я помещаю или стихотворение, или мудрое высказывание, или пословицу, а может, просто интересную историю. Это занимает немного времени для организации ребят, для общего настроя. Это им очень нравится! В итоге ребята стали сами готовить интересную мини-информацию для начала дистанционных уроков. Для этого мы с ними обсуждали темы, которые их интересуют, и то, что они смогут предложить. Ребята получили колоссальный опыт в поиске нужной информации, в формировании и развитии умения кратко излагать свои мысли и в целом в создании презентации.

Прием «мозговой штурм»

Его я постоянно применяю на своих уроках. Он важен, потому что ребята делятся информацией, стараются быть активными, вовлеченными в образовательный процесс. Самое главное – они не боятся ошибаться, не стесняются, не волнуются. Ребята узнают много нового, пробуют это применить на практике, стремятся к самовыражению. Учителю важно принять все идеи без каких-либо рекомендаций, поправок, исправлений. Этот метод необходим для вовлечения учеников в процесс урока. Эффектное начало – залог успеха.

Диаграмма Венна

Прием стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления.

Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятий, явлений, способов, предметов. Кольца Венна (или его диаграмма) помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знания по заявленной теме.

На уроке выявляются два (или более) понятия, термина, явления, которые нужно сравнить. Но для каждого урока можно выбрать нужное количество колец в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов. Например, на уроке русского языка можно сравнить понятия видов связи слов в словосочетании. По мере изучения тем диаграмма Венна может увеличиваться. Затем ученики рисуют кольца и заполняют графы. А на этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах). А так как мы использовали этот метод критического мышления дистанционно, ребятам приходилось объединяться в группы виртуально.

Для каждого урока можно выбрать нужное количество колец в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Еще один прием технологии критического мышления – кластер

Данный метод дает возможность ученику работать с информацией, анализировать ее, представлять только главное, основное. Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Графическое оформление придумывают сами ребята.

Прием кластера развивает системное мышление, учит систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

При изучении новой темы, при повторении изученного материала ребята будут работать с огоньком, получат возможность проявлять свои творческие способности, будут учить других и учиться сами. Важно вовлечь всех учеников, найти дело для каждого! Ребята смогут не только придумать графический организатор, но и продумывать свои выступления-презентации, смогут выступать и в роли критиков, если в работу необходимо внести какие-то поправки, изменения.

Ведь, как писал Василий Сухомлинский, «если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично ой как трудно!)».

Активное вовлечение учеников в учебный процесс играет огромную роль. Важно сохранить этот интерес в течение всего урока независимо от формата общения!

Ирина СМИРНОВА, учитель начальных классов школы №1582

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте