В середине сентября в Воронеже в рамках проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека” состоялся семинар-тренинг второго уровня на тему “Международные и российские механизмы защиты прав человека, проблемы толерантности и разрешения конфликтов, образовательные программы по правам человека”. Его слушателями были представители различных молодежных правозащитных движений, в основном студенты из многих городов России.
Занятия проходили на второй день после страшной трагедии в США, и это всеобщее потрясение, несомненно, отразилось и на остроте восприятия того, что было на семинаре, на спорах и дискуссиях по названным проблемам. Участники продемонстрировали более глубокие размышления о том, что сегодня происходит в мире, и о мере своей ответственности за будущее.
Вначале был договор. Договор о том, как без конфликтов и с большим успехом в обучении прожить совместно целую неделю. Для этого решили выработать общие правила. На их обсуждение ушло довольно много времени, зато все пришли к консенсусу, приняв единые для всех нормы поведения: быть терпимыми друг к другу, быть корректными, парные споры выяснять за дверью. Были записаны также следующие просьбы: стараться не говорить всем одновременно; если кто-то обиделся, сказать об этом тому, от кого исходила обида; раскрывать свои методические секреты. Пришли к выводу, что необходимо считаться с мнением даже одного человека, воспринимать каждого таким, каков он есть.
Тренер семинара Андрей Юров заметил, что в иных группах при составлении правил предлагают такой пункт: не проявлять агрессивности. В ответ услышал, что для данной группы это даже обсуждать не надо, потому что такое и в голову никому не придет.
Правозащитники – народ особый. Они обычно непоколебимы в своих принципах, но в эти дни они были готовы пересмотреть свои взгляды. Терроризм против США был воспринят как удар по демократии, по гуманизму, было попрано естественное право человека на самое дорогое для него – жизнь. Вчера для них, как и для большинства нашего народа, были одни мироощущения, сегодня – другие. Даже таким опытным тренерам, как Андрей Юров и Богдана Черниговская, пришлось, учитывая новую ситуацию в мире, на ходу менять заранее выработанные с помощью мозгового штурма вопросы и задания. Скажем, следующие два вопроса были рождены здесь же всего за несколько минут: нужно ли применять смертную казнь по отношению к маньякам-убийцам? Применимы ли права человека к террористам, виновным в массовых убийствах? Чтобы выразить свое мнение по каждому из вопросов, нужно было занять одну из позиций: “да” – нужно применять смертную казнь или “скорее да, чем нет”; “нет” – не нужно или “скорее нет, чем да”. И по второму: “да” – права человека применимы к террористам – одна крайняя позиция, “нет” – другая крайняя и такие же промежуточные – “скорее да, чем нет”, “скорее нет, чем да”.
Смею предположить, что до 11 сентября юные правозащитники заняли бы позицию, на которой безоговорочно выступили бы против смертной казни и отстаивали бы права людей, совершивших тяжкие преступления. Теперь они были не столь категоричны. Были и те, кто посчитал, что террористов скорее нужно лишать жизни, чем нет. Другие заявили о том, что готовы пересмотреть свои взгляды. Один участник признался, что до сих пор его взгляд на проблему был довольно узким, теперь он во многом поменяет свою позицию.
Зашел также разговор о необходимости избавиться от ряда стереотипов, в том числе и правозащитных. Выяснили, что стереотипы могут сложиться в результате собственного мышления, с другой стороны, они могут быть навязаны другими людьми. Лучше иметь собственную точку зрения и менять ее, если она устарела или оказалась ошибочной, – к такому выводу пришли слушатели семинара.
Участники его – тренеры в своих молодежных коллективах. Они приехали, чтобы овладеть новыми методиками, новыми знаниями, чтобы передавать их другим. И потому совсем не случайно зашел разговор о том, какова роль тренера при проведении тренинга. Андрей Юров явно стремился быть как бы в стороне от обсуждения, чтобы не выдавать своей собственной позиции, которая может повлиять на чье-то решение. Большинство согласились именно с такой ролью.
Интересным, на мой взгляд, получилось обсуждение тренинга для тренеров “Использование зон дискомфорта с целью обучения”. “Обучение происходит в том случае, когда участники выходят из “зоны своего комфорта” и вступают в “зону дискомфорта”.
Вполне понятно, что участники именно этого семинара заведомо ощущали себя дискомфортно. И потому особенно обостренным было их восприятие всего нового, новых методик, новых знаний. Все старались услышать друг друга, научиться устанавливать контакт даже с теми, кто упорно отстаивает полярно противоположное мнение, кто сознательно идет на конфликт.
Проблема толерантности и проблема разрешения конфликтов исследовались и во время мини-лекций, и при выполнении специальных упражнений с использованием обучения через опыт.
С таким же уровнем активности прошла разработка образовательных программ по правам человека.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии