В прошлом году мне посчастливилось посетить Индонезию. Я впервые побывал в Южном полушарии. Моей задачей было исследование рынка страны для продвижения медицинских товаров. Меня занимали возможности Индонезии как делового партнера для нашей страны, а в частности, для компании, интересы которой я представлял, также меня интересовали общие вопросы, касающиеся страны, такие как уровень развития государственных и частных институтов и отношений.
Долгий перелет из Москвы в Джакарту с промежуточной остановкой в Арабских Эмиратах вымотал, но, несмотря на это, ожидание встречи с далекой страной только возрастало с ее приближением. Полет из Москвы до международного аэропорта в Дубаи занял несколько часов и не был столь утомительным, как многочасовая воздушная дорога из Дубаи в столицу Индонезии Джакарту, только в Куала-Лумпуре удалось немного передохнуть перед последним летным отрезком.
Экзотика меня встретила еще в аэропорту Дубаи – одной из крупнейших перевалочных баз Ближнего Востока. Здание аэропорта сияло, излучало ровный теплый свет. Огромный магазин беспошлинной торговли, занимающий большую часть аэропорта, поглощал всех пассажиров, прибывавших с многочисленных воздушных рейсов. Они этому и не сопротивлялись. Восточные и западные товары перемешались в многочисленных отделах огромного магазина и манили своим разнообразием, колоритом и относительно низкими ценами. Едва ли не все, что предлагают современные супермаркеты, можно приобрести на прилавках магазинов беспошлинной торговли в Дубаи – от изделий из драгоценных металлов до дорогих сверхновых автомобилей. Гигантские пальмы украшают залы грандиозного аэропорта. Из сложных конструкций, размещенных в здании аэропорта, вырываются языки пламени. Обширное пространство аэропорта заполняют многочисленные пассажиры транзитных рейсов, ожидающие своих аэробусов. Многоголосье, пестрое одеяние людей, отражавшее едва ли известные стили и направления моды, традиционные одежды готовят к встрече с таинственным, быстро меняющимся Востоком.
Как и многие пассажиры современного воздушного вокзала, мы также совершили пересадку в другой авиалайнер и направились к конечному пункту назначению. Салон нашего самолета заполнили молодые смуглокожие, приятного вида девушки, как потом я выяснил у обслуживающего персонала многочисленных арабских гостиниц, прилетавшие в Дубаи на определенный рабочий период, что-то вроде гостиничной вахты. «Бледнолицых» в салоне самолета оказалось человек пять, включая и меня, среди них был и один соотечественник, также летевший в столицу Индонезии с деловой целью.
Многочасовой перелет скрашивала частая смена блюд и любопытные взгляды милых спутниц, окружавших меня. Я отчетливо почувствовал свою «инакость», внешний вид белого человека резко выделял меня из всей человеческой массы. В последующие дни взгляд людей, встречавших меня повсюду в далекой стране, рождал ощущение жесткого отличия от окружающих, но теплые улыбки и дружелюбные взгляды позволяли забывать о них и вспоминать, что больше у людей того, что их объединяет. Жаль, что количество доброжелательных людей в каждой стране примерно одинаковое – чуть больше половины. Именно их поддержка позволяет увидеть в незнакомой стране много любопытного и хорошего, то, что радикально меняет облик Индонезии как государства, вступившего на путь развития демократических отношений.
После долгого полета мы мягко приземлились в аэропорту столицы Индонезии Джакарте. Как я потом убедился, это был колоссальный город с населением более 10 млн. человек официально, но я думаю, в столице живет еще больше.
Таможенный контроль прошли быстро, однако вскоре обнаружили, что представители организации, которая должна была позаботиться о нашей встрече, людей не прислала. К счастью, мы заказали гостиницу, о которой было хорошо известно таксистам, быстро доставившим нас к месту назначения.
Прилетели мы поздно вечером, поэтому город повернулся к нам ночной стороной. Аэропорт находится в некотором удалении от Джакарты, и только после 10-минутной езды по джунглям такси въехало в объятый огнями город. Меня сразу поразило качество дорог – они были широкие и ровные. В Джакарте метро отсутствует, поэтому всюду проложены скоростные многополосные дороги, которые связывают части большого города. Движение транспорта непривычное – левостороннее. Большая часть населения использует легкие мотоциклы для передвижения по городу. Особенно они удобны в пиковый период движения, когда даже широкие автобаны не справляются с нагрузкой.
Гостиница оказалась в деловом квартале города, недалеко от Олимпийского стадиона. При въезде на территорию гостиницы нашу машину проверили военные, а на входе в вестибюль была установлена рамка для обнаружения оружия. В стране до сих пор существует опасность военного переворота. Локальные партизанские действия на отдельных островах подвергают угрозе стабильное развитие страны. В столице довольно высокий уровень преступности. При входе в любую значимую организацию осуществляется процедура досмотра. Безопасность высоко ценится в стране.
В Индонезии я провел чуть меньше двух недель, однако удалось многое успеть сделать, узнать, увидеть. Я встречался с разнообразными людьми, в основном руководителями крупных фармацевтических компаний, людьми умными и проницательными, с государственными чиновниками, вежливыми и любознательными, и многими другими жителями страны, встречавшимися на моем пути. Все они имели обо всем интересные и полезные суждения, которые позволяют понять страну и ее жителей.
Республика Индонезия – относительно молодое государство, образовано в 1945 году. Страна расположена в Юго-Восточной Азии, на островах Малайского архипелага и в западной части острова Новая Гвинея. Площадь – 1904,5 тыс. кв. км. Население составляет более 200 млн. человек. Это одна из самых населенных территорий земного шара. Официальный язык – индонезийский, но граждане страны широко пользуются также английским языком, который является деловым общепринятым, и именно им я пользовался, проводя многочисленные переговоры. Республика Индонезия динамично развивается, бурными темпами растет экономика, повсюду видны следы масштабного строительства, прокладываются современные автострады.
Джакарта, столица Индонезии, – один из крупнейших деловых центров страны и Юго-Восточной Азии. В городе имеются представительства всех наиболее значимых компаний мира, о чем свидетельствует многочисленная уличная реклама. Конкуренцию им составляют лидеры национальной экономики.
В течение пребывания в стране пришлось много перемещаться по городу, который вызывал подлинное восхищение. Исторический центр города находится в северной части Джакарты. Его архитектурный облик формируют каналы, здания, построенные еще в XVII-XVIII вв. Для центра Джакарты характерна регулярная планировка улиц. В этой части города расположены здания, выстроенные в XIX-XX вв. и являющиеся прекрасными образцами восточного и европейского зодчества. На территории новых городских районов находятся президентский дворец и другие государственные учреждения. К архитектурным достопримечательностям города относится и здание, в котором до провозглашения Индонезийской Республики находился дворец генерал-губернатора Реини де Клерка. С середины XX в. здесь располагаются национальные архивы.
В центре столицы неподалеку от площади Мердека располагается мечеть Истикляль – самая крупная не только в городе, но и во всей Юго-Восточной Азии. Одним из главных украшений площади Мердека помимо одноименного дворца является памятник национальному герою Дипонегоро. В историческом центре города находится и очень красивая площадь Таман Фатахиллах. В этой части Джакарты расположено множество зданий, построенных голландцами в период существования колонии.
К наиболее известным скульптурным памятникам Джакарты можно отнести национальный монумент – Монас. Это грандиозный мраморный обелиск, вознесшийся над землей на высоту 137 м. На обелиске имеется большая обзорная площадка, предназначенная для осмотра панорамы города с высоты птичьего полета. Над площадкой укреплен громадный факел, отлитый из бронзы и покрытый позолотой (для украшения этого сооружения было использовано 33 кг золота).
В числе скульптурных произведений, украшающих улицы города, – монумент Пак Тани, посвященный памяти борцов за свободу и независимость Индонезии, воздвигнутый по проекту советского скульптора М.Манизера. Памятники в городе очень похожи на советские, что-то вроде рабочего и колхозницы.
В Джакарте много музеев, среди которых следует отметить Национальный музей, Исторический музей Джакарты, Зоологический музей, Музей вооруженных сил Индонезии, Текстильный музей, Музей филателии, Музей марионеток, музей при Институте индонезийской культуры, картинную галерею. Особенно интересна экспозиция, представленная в Историческом музее Джакарты. В Музее марионеток хранится коллекция кукол, привезенных из различных уголков Явы и с соседних островов – Бали, Суматры, Калимантана, а также из Малайзии, Таиланда, Китая и других стран. Пару понравившихся мне кукол приобрел на местном базаре. В Джакарте имеется зоопарк «Рагунан», расположенный в южной части города. Здесь обитает множество видов млекопитающих и птиц, есть и очень редкие экземпляры, например, дикие быки, драконы Комодо, тигры, тапиры, райские птицы с необыкновенно красочным оперением и др. Я также посетил столичный океанариум и полюбовался пестрым миром морских глубин.
В парке «Мини-Индонезия», расположенном в городе, сотни видов орхидей, растущих на всех индонезийских островах. Здесь же представлены уникальная коллекция кактусов и различные виды лекарственных растений, используемых как в народной медицине, так и в современной фармацевтической промышленности. В Джакарте имеется более 100 высших учебных заведений, в том числе Государственный индонезийский университет, Национальный технический институт, частные университеты. В городе ведется и серьезная научно-исследовательская работа: здесь открыты Институт наук Индонезии, Институт индонезийской культуры, несколько научных обществ. В Джакарте работает ряд библиотек, самыми крупными из которых являются Публичная (содержит более 42 тыс. экземпляров различных изданий) и библиотека музея при Институте индонезийской культуры (более 350 тыс. экземпляров книг).
Столица Индонезии крайне перенаселена и перегружена автодвижением. Общественный транспорт – автобусы без окон и дверей – с большой скоростью перемещается по городу. Некоторые жители столицы предпочитают ездить с ветерком в прямом смысле этого выражения, они забираются на крыши автобусов и на окружающих посматривают свысока, пока едут в необходимом направлении.
В настоящее время в Джакарте удивительным образом соединяются черты современного мегаполиса и экзотической сельской местности, что и отличает столицу Индонезии от других крупных городов мира.
Меня интересовали изменения, происходящие в стране, тем более что, как и Россия, Индонезия недавно вступила на путь демократического обновления. Плоды рыночной экономики можно наблюдать повсюду: это и отличные ровные дороги, огромные комплексы магазинов, ломящиеся от разнообразных товаров, опрятный внешний вид современных построек и преуспевающих граждан страны, но также заметна линия, а точнее, пропасть, разделяющая успешных жителей столицы от тех, кто совсем недавно переехал в столицу в поисках счастья и благополучия. В Джакарте существуют целые кварталы, в которых живут люди с низким доходом.
Повсюду на улицах столицы встречаешься с национальным колоритом, традиционным укладом страны, который придает окружающей среде неповторимый вид. Жители города любят носить национальную одежду, повсюду разбросаны небольшие закусочные, предлагающие традиционную кухню. Большой интерес во мне вызывала, конечно, система образования Индонезии, преподавание граждановедческих дисциплин, которым в стране уделяется большое внимание. Я посетил несколько школ и столичный университет.
В городе я не раз попадал в нелепую ситуацию. На самых многолюдных улицах учителя с детьми при виде меня разворачивали группы своих учеников в мою сторону и предлагали мне общение с детьми, представляя меня носителем английского языка. Мне приходилось извиняться в том, что я не англичанин и не американец, то есть не натуральный носитель языке. Но с удовольствием разговаривал с детьми, которые интересовались, из какой страны я прибыл, с какой целью. Узнав, что из России, вспоминали самолеты Сухого, которые у них ассоциировались с далекой северной страной. Россия продает Индонезии самолеты Су, и они являются самым ярким свидетельством для жителей страны существования могучего государства.
Еще в период голландского господства, которое началось с середины ХIII в., в стране существовали две различные школьные системы: одна – для европейцев, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения с обучением на голландском языке, другая – для местного населения – 3-летние начальные школы, где обучали элементарным навыкам чтения и письма на родном языке. Эти школы оканчивала лишь малая часть поступавших.
В начале 40-х гг. XX в. подавляющая часть местного населения была неграмотной. После завоевания независимости в 1945 г. в Индонезии стали приниматься меры по развитию образования. Началась кампания по ликвидации неграмотности. К 1949-50 гг. процент неграмотных среди населения снизился, а начальной школой было охвачено около трети детей в возрасте от 6 до 9 лет. По закону 1950 г. предусматривалось в 1961 г. осуществить всеобщее начальное обязательное обучение, однако этот план не был выполнен: в 1971 г. начальную школу посещало около половины детей школьного возраста, более половины населения оставалось неграмотным. В 1978 г. было введено обязательное бесплатное начальное и среднее общее образование, однако родители учащихся оплачивают учебники, ремонт школы, а также труд учителей. Наряду с государственными школами имеются платные частные школы, а также различные религиозные учебные заведения. В настоящее время чуть меньше половины школ Индонезии частные. Современная система образования включает детские сады для детей 4-5 лет, 6-летнюю начальную, 6-летнюю среднюю (3 + 3), профессионально-техническую и высшую школы.
Управление и руководство образованием осуществляет Министерство просвещения и культуры. Государственные расходы на образование составляют около 1,0% ВНП. В начале 2000 года в стране насчитывалось свыше 36 тыс. детских садов, которые посещали около 1570 тыс. детей 5-6 лет и в которых работали около 81,4 тыс. воспитателей. Начальная школа, 6-летняя, считается обязательной для детей 7-13 лет. Однако из-за высокого прироста населения (2,1% в год) не хватает школьных классов. Рост учащихся начальных школ сдерживается также из-за нехватки учителей. Начальной школой в 2000 г. были охвачены почти все дети в возрасте 7-13 лет. Учебный год начинается в январе. В первых двух классах обучение ведется на родных языках учащихся (если детей, говорящих на этих языках, достаточно и если родители этого требуют), а с 3-го класса – на индонезийском. Помимо индонезийского и местного языков в начальной школе преподают арифметику, физику, биологию, географию, историю, рисование, пение, физическую культуру. В учебный план входят также ручной труд, домоводство (для девочек), гигиена, граждановедение (правила поведения, чтение рассказов на моральные темы), религия.
Срок обучения в средней школе 6 лет: 3 года в младшей (неполной) и 3 года в старшей (полной). В 2000 г. в средних школах обучалось около 9,2 млн. человек, ими было охвачено более половины молодежи соответствующего возраста. В средней школе изучают религию, курс морального воспитания и граждановедение, индонезийский и английский языки, математику, курс социальных наук, естественных наук и физику, труд и ремесла, физическую культуру и гигиену. В старшей средней школе на 1-м году обучения все учатся по одной программе, которая состоит из трех групп предметов: 1-я группа (основные) – религия и мораль, граждановедение, культура, физкультура и гигиена; 2-я (важные) – физика, химия, биология, английский язык, индонезийский язык, география, всемирная история, математика; 3-я (дополнительные) – 2-й иностранный язык, экономика, черчение и рисование, естествознание, хобби. В двух последних классах (11-й и 12-й) старшей средней школы учащиеся распределяются по трем отделениям: культуры, социальных, естественно-математических наук. При приеме в вузы обращается внимание на оценки по профилирующим предметам. Как видно из перечня учебных курсов, большое внимание в стране уделяется гражданскому образованию.
Профессиональная подготовка осуществляется в технических, коммерческих, сельскохозяйственных, экономических и других профессиональных школах на двух уровнях: в 3-летних профессионально-технических училищах, работающих на базе начальной школы, и в 3-летних средних технических учебных заведениях на базе неполной средней школы. В 2000 г. в системе профессионально-технической подготовки обучалось около 2 млн. человек.
Первые вузы в Индонезии были созданы голландцами в 1-й четверти ХХ в. В 1939/40 учебном году было 5 вузов, в которых училось около 1,7 тыс., в 1955 г. – 19 тыс. студентов. В 2000 г. во всех вузах обучались 1,5 млн. студентов. Крупнейшие вузы: университет Индонезии в Джакарте (основан в 1950 г., 12 факультетов, свыше 14,1 тыс. студентов); университ им. Гаджа Мада в Джокьякарте (1949 г., 21 факультет, свыше 29,2 тыс. студентов); университет Паджаджаран в Бандунге (1957 г., 11 факультетов, около 12 тыс. студентов).
Учителей для начальных и младших средних школы готовят педагогические училища в течение 3 лет на базе младшей средней или в течение 1 года на базе старшей средней школы. В 2000 г. в системе подготовки учителей для начальной школы обучались 429,3 тыс. чел. Учителей для средней школы готовят вузы в течение 5 лет. В 1986 г. в педагогических институтах обучались 228,1 тыс. студентов.
Научно-исследовательская работа в области педагогики ведется в университетах и в Центре социальных и культурных исследований, который издает педагогические журналы «School Statistics» («Школьная статистика») и «Education Indonesia» («Образование в Индонезии»), а также в Научном центре Атма Джая.
Правительство Индонезии уделяет огромное внимание образовательной политике, но оно также обеспокоено низким уровнем образования в стране, поэтому власти намерены в ближайшее время обязать школы и университеты усовершенствовать учебные программы.
Образовательная система в Индонезии сталкивается с массой проблем: коррупция среди руководства учебными заведениями, мизерная зарплата учителей, высокие цены на обучение, бедность среди граждан.
Последние исследования ЮНЕСКО показывают, что проблема низкого качества образования в первую очередь обусловлена такими факторами, как плохая подготовка преподавательского состава, зависимость большинства школ от денежных взносов родителей, отсутствие достаточной материальной базы, в частности, учебной литературы.
Индонезийские студенты имеют самую слабую подготовку среди молодежи Юго-Восточной Азии. Более того, количество учеников, бросивших учебу на полпути, катастрофически растет.
Слабая тяга к знаниям у большинства индонезийских студентов связана с крайне низким качеством образования, отсутствием какого-либо материального поощрения для особо прилежных студентов, практикуемое в большинстве стран мира. Кроме того, во многих школах Индонезии сертификат об окончании учебного заведения выдается только после уплаты денег. Существующая практика не повышает уровень мотивации, считают многие эксперты.
Национальный институт статистики недавно опубликовал отчет, сделанный при содействии ЮНЕСКО, в котором говорится, что 46 миллионов индонезийских детей не посещают школу. А 28 миллионов девочек и 18 миллионов мальчиков и вовсе лишены возможности получить даже элементарное образование. Растет количество детей, закончивших начальную школу и остановившихся на этом в своем образовании, большинство из них просто не идут дальше учиться. Как правило, молодые люди бросают школу на пятом году обучения. По количеству таких учеников Индонезия (95%) занимает второе место в Азии после Ирана (98%). В Индонезии меньше детей от 7 до 12 лет, обучающихся в школе, нежели в Таиланде, Вьетнаме и Камбодже, но правительство намерено бороться с этой проблемой.
Большое внимание правительство Индонезии уделяет охране уникальной островной природы, создаются многочисленные парки и зоны отдыха, которые привлекают многочисленных туристов. Я посетил природоохранную зону недалеко от столицы, где многие животные бродят свободно по ее территории. А туристы объезжают и осматривают ее на автомобилях, но при этом выходить из машин категорически запрещено, так как хищные звери бродят в непосредственной близости и представляют опасность для людей. Вызывало восхищение также разнообразие растительного мира, собранного в парке бывшего губернатора Индонезии, находящегося недалеко от Джакарты.
Впечатления от поездки в Индонезию остались очень сильные. Страна быстро развивается, и, я надеюсь, в скором времени она станет полноправным членом развитого морового сообщества.
Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского государственного университета
Комментарии