Общероссийский народный фронт направил в правительство предложения к национальному проекту «Образование». Одна из инициатив касается введения профессионального экзамена, который призван определить, насколько будущий учитель готов к педагогической деятельности.
По мнению модератора площадки ОНФ «Образование», проректора Московского государственного психолого-педагогического университета Андрея Милехина, профессиональный экзамен позволит начинающему педагогу выстроить планы своего профессионального развития.«Исследование МГППУ, в котором проанализированы практики аттестационных механизмов во всех 85 субъектах страны, показало, что практически в каждом регионе действует своя система аттестации. Например, в одном регионе учитывается динамика образовательных результатов обучающихся, в другом упор сделан на количество представленных педагогом материалов и сертификатов. В результате по итогам прохождения такой аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600. Такая ситуация фактически создает риски для формирования единого образовательного пространства в Российской Федерации, для единого понимания образцов лучшей профессиональной практики учителей», – отметил Милехин.По его словам, ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся. Однако такая оценка не всегда определяет вклад именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровень владения профессиональными компетенциями педагога, перспективы дальнейшего развития и роста.По мнению экспертов ОНФ, необходимо разработать новую систему аттестации, в которой будет соблюдаться единый подход к оценке профессиональных компетенций учителя. И первой ступенью такой аттестации может стать профессиональный экзамен, соответствующий требованиям профессионального стандарта педагога и федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. Как считают в ОНФ, он даст понимание, насколько грамотно аттестуемый способен передать учащимся знания, объяснить им учебный материал, а главное – определит направления дальнейшего повышения квалификации.Прохождение этого этапа аттестации помимо выпускников педагогических вузов и факультетов (независимо от госэкзамена и защиты выпускной квалификационной работы) предполагается также для тех, кто не имеет педагогического образования или не работал учителем, и для педагогов с большим перерывом в стаже. «Такая аттестация поможет определить недочеты, над которыми нужно работать. Эта информация очень полезна для директоров школ и наставников молодых учителей, а также для самих начинающих педагогов. Профессиональный экзамен будет не только способствовать здоровой конкуренции между учителями, но и позволит начинающему педагогу выстроить индивидуальный маршрут своего профессионального развития», – подчеркнул Милехин.
Комментарии