В.Г. Белинский назвал роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Но для школьников эти слова остаются пустой декларацией. Эту формулу можно наполнить конкретным смыслом, а заодно основательно поработать над пушкинским текстом.
Татьяна УХОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №166, Санкт-Петербург
Что такое энциклопедия? Это издание, в котором написано обо всем, и притом в алфавитном порядке. На одном из первых уроков предложим ученикам выбрать тему, на материале которой они будут составлять свою «Онегинскую» энциклопедию», а затем выписать из романа все слова на эту тему и расположить их по алфавиту. Необходимо дать к этим словам толкования, выписать пример-контекст (с указанием номера главы и строфы).
На выполнение задания дается две недели. В ходе работы ученики «перелопачивают» роман, что очень важно в условиях тотального нежелания у современных школьников читать текст произведения. Они узнают значения слов, развивая навык работы со словарями, комментариями, справочной литературой и, конечно же, с Интернетом.
Отдельная работа – составить саму энциклопедию. Здесь придется определять границы контекста, отслеживать изменившиеся значения слов.
В качестве источников, которые помогали работать над составлением энциклопедии, учащиеся использовали толковые словари, работу Ю.М.Лотмана «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий», ресурсы Интернета, энциклопедии по истории, мифологии, литературе.
«Онегинская» энциклопедия» была издана в типографии при гимназии отдельной книжкой. Таким образом, появился наш собственный словарь по тексту романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Такая работа не только подталкивает учащихся поближе ознакомиться с текстом романа, но и развивает навыки работы с разными видами словарей и справочных изданий.
Вот один пример того, что получилось.
Армида – главная героиня поэмы Торквато Тассо (1544-1595) «Освобожденный Иерусалим», волшебница, соблазнительница. В классической литературе имя стало нарицательным.
Лобзать уста младых Армид… (гл. 1, XXXIII).
Это всего лишь сотая часть того текста, который составил энциклопедию. Такая работа оживляет уроки литературы, стимулирует учеников к чтению произведения и работе со словарями.
Комментарии