Пять лет прошло, как дети лишились возможности посещать ее уроки , а взрослые – участвовать в разработке новых прогрессивных обучающих программ. И теперь можно с уверенностью сказать, что имя Любови Александровны заняло особое место в современной истории дошкольного обучения и начального образования. Её учебники, пособия, хрестоматии, рабочие тетради были и остаются ориентирами как для специалистов-профессионалов, так и для родителей, кому в свое время повезло учиться читать по этим книгам.
Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, Любовь Александровна была удостоена премии Президента РФ за создание комплекта учебно-методических пособий “Начальная школа ХХI век” для общеобразовательных учреждений.
Особый статус Любови Александровны Ефросининой, наверное, в том, что ее не просто помнят – ее уважают и любят. Дело тут не столько в многочисленных научных достижениях и наградах, и даже не в том, что эффективность ее книг общепризнана. Сама жизнь Любови Александровны вкупе с ее научными и учебными трудами оказывали влияние на систему ценностей и мировоззрение тех, кто с ней работал, кто у нее учился, кого она учила чтению: это и дети, и родители, и сами педагоги. Литературное чтение, как оказалось, при правильном подходе способно формировать нравственно-эстетические ценности.
Любовь Александровна учила детей не просто читать и писать. Она в первую очередь учила своих учеников любить жизнь и стремиться к познанию как окружающего мира, так и глубин человеческой души. Ее книги дают возможность сформировать в подрастающем человеке крепкий духовный фундамент, который важнее и надежнее отличных оценок и позволяет вырасти достойным человеком и гражданином.
“Литература — храм, куда нас постепенно вводят родители, воспитатели и учителя, которые учат воспринимать художественное слово”, – всегда говорила Любовь Александровна. И ее программа обучения помогает не только чувствовать и понимать искусство слова, но и восхищаться красотой мира, воплощенной в этом искусстве.
Раскрыть детям все оттенки красоты мира позволило важное новшество в методике Любови Александровны: изменение оптики обучения. Известно, что книги способны открыть читателю тайны окружающего мира. Любовь Александровна владела искусством спуститься с учительских высот и встать вровень с ребенком: видеть то, что видит он, говорить на понятном ему языке, не упрощая и не принуждая. Именно благодаря этому ее методика вызывала искреннее доверие и непритворный интерес.
Произведения детских писателей – и классиков, и современников – были тщательно отобраны Любовью Александровной с учетом психологических и возрастных особенностей юных читателей. Она вводила их в огромный мир литературы через доверительный диалог и игровую деятельность, закладывая основы читательской культуры и компетентности, развивая литературную русскую речь.
Разработав методику обучения, построив свою общепризнанную программу, выпустив предметную линию учебников по литературному чтению с 1-го по 4-й класс, Любовь Александровна неустанно продолжала искать возможности упростить доступ в литературный храм для всех детей, учесть все особенности развития, чтобы ни один дошкольник в стране не был обделен. Многолетние эксперименты помогли ей выстроить стройную и эффективную систему для всех возрастных групп читателей, начиная с 3 лет. Особо надо подчеркнуть, что в наше сложное время социальных трансформаций в своих работах она не оставила малейших поводов для педагогических скандалов и конфликтов.
Занимаясь проблемой преемственности между дошкольным и начальным образованием, Любовь Александровна последовательно занималась внедрением интегрированного подхода. Отказавшись от привычного многим копирования школьных уроков, она строила весь процесс обучения на игровой деятельности, считала обязательным постоянно отслеживать новые направления в организации развивающей среды для детей и делиться открытиями с коллегами.
Окончив педучилище, а затем институт по специальности “Педагогика и методика начального обучения”, Любовь Александровна была учителем-экспериментатором Института содержания и методов обучения РАО, прошла путь от младшего до ведущего научного сотрудника этого же института.
Метод Любови Александровны опередил свое время – это действительно подход XXI века. Вместо советской системы унификации она верила в дифференцированный подход и возвела в абсолют норму о том, что все дошкольники обладают индивидуальными особенностями и возможностями.
“Я изучала детскую литературу, историю классного и внеклассного чтения в школах России, вела экспериментальную и научную работу по проблеме литературного развития младших школьников. Я старалась найти ответы на вопросы: чему учить? как учить? зачем учить?”, – говорила заслуженный учитель РФ, лауреат президентской премии.
В результате многолетней работы Любовь Александровна нашла ответы на эти ключевые вопросы. Пожалуй, одним из главных успехов ее плодотворной жизни стало то, что теперь доступ к ним есть и у всех нас.
Комментарии