search
main
0

Она придет в ваш дом

Сила почтовой марки в ее способности неотвратимо проникать в самые отдаленные уголки Земли. Об этом и многом другом наш постоянный автор беседует с главным редактором Издательско-торгового центра «МАРКА» Борисом МУСИХИНЫМ.

– Борис Владимирович, знаки почтовой оплаты – отражение отечественной истории. Остались ли важные события нашей истории, не запечатленные на них?

– «Белых пятен» в марочном летописании очень много. Лишь с 1992 г. стали издаваться серии, посвященные истории государства российского, великим князьям – собирателям русской земли. Впервые появился на почтовой миниатюре император Николай II. Готовятся к выходу марки с изображениями Екатерины Великой и ее сына Павла I – «Гамлета на русском троне». Мы заново осмысливаем собственную историю, находим материал, позволяющий наиболее ярко представить историческую личность или событие. Поэтому художники, работающие над созданием миниатюр, – это еще и исследователи, глубоко проникающие в суть, докапывающиеся до истины.

Тема революции, Гражданской войны, эмиграции показаны, на мой взгляд, не полно. Ведь и с противоположной стороны были выдающиеся деятели, например, писатели – нобелевский лауреат Бунин и Куприн. Возглавлявший Белое движение адмирал Колчак был не только «правитель омский», но и крупный флотоводец, географ, участник экспедиций. Мы не ставим задачу пересматривать историю. Для нас важно показать ее на крошечных миниатюрах во всей многогранности и полифоничности разнополюсных событий.

По предложению патриарха Алексия II мы начали и будем продолжать серию марок о монастырях Русской православной церкви (РПЦ). Возможно, в будущем будет уместна тема о патриархах РПЦ. Высшие иерархи церкви вместе со светской властью стояли у руля российской государственности. Пока еще в отдельном выпуске не были представлены президенты Академии наук России. Нас могут упрекнуть в том, что недостаточно отражена тема репрессий 30-х годов и коллективизации. Но марки – не летопись в чистом виде. Мы берем отдельные события, юбилеи, которые связаны с современностью, сегодняшним днем, помогая людям осмысливать явления истории с разных сторон.

– Как идет отбор тем для создания марок?

– Появление тематических планов – долгий, кропотливый коллективный труд работников редакционной службы, филателистов, художественных редакторов, научных консультантов, маркетологов. Регламентируется этот процесс «Положением о государственных знаках почтовой оплаты». Предварительные предложения готовим, используя календари знаменательных дат, обращения, постановления, Указы президента. Любая тема обстоятельно обсуждается с генеральным директором. Утвержденный им проект плана рассматривается на комиссии, которую возглавляет первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Киселев. Отобранных сюжетов получается гораздо больше того, что мы можем отобразить на марках. Выручают конверты и почтовые карточки, которые позволяют расширить общее количество тем. Параллельно идет проработка каждой темы, рассматривается главная идея и изобразительный ряд каждой марки. Таким образом, идеологический скелет начинает обретать красивую художественную форму. Бывает, художники приносят уже готовые эскизы. Известный миниатюрист Юрий Арцименев предложил нам для создания миниатюр свои рисунки: «Серебро в музеях Московского Кремля». Тема была решена так красиво, изящно, что вошла в план практически без изменений.

Мы принимаем любые предложения, которые приходят от работников Издатцентра, коллекционеров, творческих организаций. В принципе, любой гражданин может написать нам письмо, и мы его обязательно рассмотрим.

– А если он обратится к вам с просьбой создать марку с собственным изображением?

– Такая технология в филателистическом мире известна и технически возможна. Например, в Великобритании и других странах, набор таких марок можно заказать по почте или через Интернет. Есть и в нашей стране желающие оплатить тираж и увековечить свой портрет на почтовой миниатюре. Но мы считаем, что в этом случае будет теряться изначальный смысл государственности, заложенный в знаках почтовой оплаты. Будет принижаться сам момент издания марок, окажутся дезориентированными коллекционеры и молодежь. Это хорошо заметно на примерах воздействия рекламы на сознание людей.

– Во многих странах попробовать себя в качестве дизайнеров марок могут даже дети. А как у нас?

– Несколько лет назад и мы проводили детский конкурс на лучший дизайн марки о том, как дети представляют себе XXI век. Было много талантливых, оригинальных, порой фантастичных работ. Но большинство из них привели нас в уныние. Подрастающее поколение видит будущую Россию с надписями на иностранном языке: «Coca-Cola», «Cafe», «Bar». Отбирали мы все же свое, «нашенское», российское. Одним из победителей стал рисунок «Наша семья на даче».

– Расскажите о наиболее оригинальных выпусках уходящего года.

– В одной из центральных тем, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, на мой взгляд, художнику Александру Жарову удалось показать изысканную архитектуру и очарование города на Неве. За создание серии марок, посвященных монастырям Русской православной церкви, «за внимание к трудам по выпуску почтовых марок, посвященных православной культуре», художник Леонид Зайцев был награжден орденом РПЦ Преподобного Сергия Радонежского III степени. Чудесно смотрятся миниатюры серии к 150-летию Нового Эрмитажа и с изображением карет из коллекции Оружейной палаты Кремля. Марки, выполненные с использованием новейших технологий, становятся более значительными и красивыми, осязаемыми, выходят за пределы плоскостного изображения. Позолота и тиснение придают миниатюрам изысканный вид. В блоке, посвященном победе наших спортсменов в кубке Дэвиса, был использован натуральный грунт с теннисного корта, на котором проходили матчи. Мы выпустили также марки необычной, круглой формы в серии «Флора» по эскизам художника Петра Жиличкина не только с изображениями, но и с ароматами фруктов.

На самой первой отечественной марке был изображен герб Российской империи, отображена главная идея выпуска знаков почтовой оплаты – идея государственности. Неизмеримо возросли возможности современной полиграфии. В ближайшем будущем знаки почтовой оплаты обязательно обретут новые способы изготовления, включая и голограмму, но главная тема российской почтовой миниатюры была и останется неизменной в любом последующем выпуске.

– Какие предполагаются совместные выпуски марок?

– Со стороны дипломатов дается высокая оценка такой деятельности, направленной на укрепление дружбы между почтовыми администрациями. В

2004 г. мы готовим совместный выпуск с Германией. Тема выпуска будет посвящена российско-германским молодежным встречам в XXI веке. Марки будут иметь одно изображение, ее тема будет написана на двух языках. С инициативой такого выпуска, которому мы придаем большое значение, выступили госпожа Путина и госпожа Шредер во время встречи с молодежью в Берлине в 2002 г. Дизайн марки будет неожиданным, и она понравится филателистам.

– Российской марке скоро 150 лет. Выпуск их не прекращался в самые трудные времена, даже в годы войны. Будет ли продолжена серия о Великой Отечественной?

-Художником Александром Московцом уже подготовлен эскиз блока, посвященный стратегическим наступательным операциям 1944 г. Очень сложно оказалось в крохотной миниатюре отразить гигантские масштабы сражений. Эту тему будем завершать в 2005 г. к 60-летию Победы.

Военной тематике будет посвящена и рассчитанная на длительный период серия о летчиках-испытателях. Первыми в ней идут Валерий Чкалов и Владимир Коккинаки. Столетия со дня рождения этих летчиков-легенд будут отмечаться в нашей стране.

– Будет ли создана марка о знаменитой Янтарной комнате?

– Этот сюжет, инициатором которого выступил наш генеральный директор, не может не прельщать воображения. Любая деталь блестит, переливается. В плоскостном изображении все краски меркнут, получается обыкновенная мозаика. А нам важно показать резьбу по янтарю, его объем, игру света. Для изображения на блоке мы подбираем небольшой, но яркий фрагмент одной из флорентийских мозаик. А вот как показать сам интерьер Янтарной комнаты, пока не решено. Но думаем, что в этом нам поможет свежий взгляд молодого художника Сергея Лемешко.

– Новый, 2004-й не за горами. Расскажите о предстоящих выпусках марок.

– Со многими перспективными темами я вас уже познакомил. 2004-й – год XXVIII летних Олимпийских игр. Мы обязательно посвятим этому событию нашу серию. Из знаменитостей будут представлены писатель Бажов, физик Харитон, композитор Глинка. Выйдет миниатюра к 70-летию со дня рождения первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Будет выпущена марка к выборам Президента России. 2004-й – год многих знаменательных дат истории. Им будут посвящены выпуски: 100-летие героической обороны Порт-Артура в русско-японской войне, 400-летие Томска, 100-летие ИТАР-ТАСС, 200-летие Казанского университета. Очень интересно будет представлена тема: «Славим наше Отечество». Произведения нашего современника, руководителя Студии военных художников имени Грекова Сергея Присекина удачно уложились в идею этой серии. Перекликаются с главной темой прошлого года, посвященной основанию Санкт-Петербурга, две миниатюры: 300-летие Кронштадта, и 300-летие Адмиралтейских верфей – флагмана нашего судостроения. И, как всегда, год завершит новогодний выпуск.

– Что вы пожелаете в канун праздника нашим читателям?

– Конечно, здоровья. Оно нужно всем, чтобы выдержать крутые перемены, происходящие в нашем обществе. Почта тоже находится в процессе реструктуризации, реформирования, который, мы надеемся, благотворно скажется на работе почтового ведомства, неотъемлемой частью которого является наш Издатцентр.

От имени всего коллектива Издательско-торгового центра «Марка» поздравляю всех с Новым годом! Для филателистов и просто любителей почтовой миниатюры мы подготовили подарок – выпустили уникальную по технологии новогоднюю почтовую марку, выполненную на особой бархатной бумаге. Надеемся, на праздничных конвертах с поздравлениями она придет в гости ко многим нашим читателям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте