Кто должен назначать и увольнять директора школы? Кто вносит записи в трудовые книжки руководителей образовательных учреждений и где они должны храниться? Как свидетельствует почта, приходящая в ЦК профсоюза, на практике возникает много вопросов, связанных с особенностями регулирования трудовых отношений с руководителями.
1. Заключение и прекращение трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения
В соответствии со статьей 31 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), а также пунктом 70 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 с последующими изменениями и дополнениями) руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
При этом независимо от формы приема на работу руководителя (избрание, назначение и др.) с ним как с работником, имеющим особый статус, заключается трудовой договор в письменной форме, стороной которого выступает собственник (учредитель) образовательного учреждения или уполномоченный им орган.
Таким образом, заключает трудовой договор с руководителем образовательного учреждения и издает соответствующий приказ собственник (учредитель) либо его представитель, например, орган управления образованием, действующий на основе переданных ему полномочий, закрепленных в положении об этом органе или другом правовом акте.
Вопросы, связанные с прекращением трудового договора с руководителем, применением к нему дисциплинарных взысканий, а также другие вопросы решаются на основании трудового законодательства в соответствии с заключенным с руководителем учреждения письменным трудовым договором.
Приказом Минобразования России от 30 августа 2002 г.
№ 3190 по согласованию с ЦК профсоюза была утверждена примерная форма трудового договора с руководителем (директором) общеобразовательного учреждения. Однако, к сожалению, в связи с отказом Минюста России в государственной регистрации этот приказ был отменен приказом Минобразования России от 4 июля 2003 г. № 2892. Вместе с тем, по нашему мнению, указанная примерная форма трудового договора может использоваться на практике в качестве рекомендаций по письменному оформлению трудовых отношений с руководителем учреждения.
Учитывая, что руководитель образовательного учреждения является работником этого же учреждения, а не работником собственника (учредителя) или органа управления образованием, то на основании указанных документов в самом образовательном учреждении также должен быть издан приказ о его приеме на работу.
Лицо, ответственное за ведение трудовых книжек в учреждении, на основании этого приказа вносит запись в трудовую книжку руководителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) образовательное учреждение является юридическим лицом, которое согласно статье 56 этого закона и статье 20 Трудового кодекса РФ в трудовых отношениях с работниками учреждения выступает работодателем.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (учреждения) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (учреждения) и локальными нормативными актами.
В образовательных учреждениях права и обязанности работодателя выполняет, как правило, руководитель учреждения, который выступает представителем работодателя во взаимоотношениях с работниками учреждения, но при этом сам является работником этого учреждения, подчиняясь как указаниям собственника (учредителя) или уполномоченного им органа, так и правилам внутреннего трудового распорядка учреждения и другим локальным актам.
Следовательно, работодателем для работников, в том числе и для руководителя, по смыслу действующего законодательства является образовательное учреждение, что имеет принципиальное значение для решения других вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, включая и вопросы ведения трудовой книжки руководителя.
2. Ведение трудовых книжек руководителей общеобразовательных учреждений
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» утверждена новая форма трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, которые введены в действие с 1 января 2004 г., а также Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 45 указанных Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.
Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» установлен порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них, дубликатов трудовых книжек, который содержит подробные инструкции с указанием примеров по заполнению разделов трудовой книжки.
Так, в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации (учреждения), а также сокращенное наименование (при его наличии).
Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу.
В графе 3 делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, а в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что трудовая книжка руководителя, как и трудовые книжки других работников образовательного учреждения, должны вестись и храниться непосредственно по месту их работы, т.е. в образовательном учреждении.
3. Трудовые отношения с руководителями и работниками сельских малокомплектных начальных общеобразовательных школ
В одном из писем, пришедших в ЦК профсоюза, изложена подобная ситуация: в районе функционируют 9 начальных школ, в которых работают от 1 до 3 учителей, при этом один из педагогов за доплату выполняет обязанности по должности «заведующий школой».
Из ответов на два предыдущих вопроса вытекает, что любое образовательное учреждение, в том числе и сельская малокомплектная начальная общеобразовательная школа, для функционирования в рамках требований законодательства должно быть либо самостоятельным юридическим лицом (тогда оно будет работодателем для всех своих работников, в том числе для руководителя), либо являться структурным подразделением или филиалом другого образовательного учреждения (что в ряде случаев и реализуется в рамках проводимого в некоторых субъектах РФ эксперимента по реструктуризации сельской школы).
Согласно пункту 70 Типового положения об общеобразовательном учреждении руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор).
В соответствии с пунктом 3.1 вышеупомянутой Инструкции по заполнению трудовых книжек записи в трудовую книжку о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации (учреждения). В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.
Учитывая, что ни нормативными правовыми актами, ни штатным расписанием учреждения должность «заведующий школой» не предусмотрена, то и внесение в трудовую книжку работника записи с таким наименованием должности не допускается.
Однако следует учитывать, что фактическое выполнение работником таких обязанностей не должно негативно влиять на обеспечение его пенсионных прав, т.е. права на назначение досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, что подтверждается судебной практикой.
Следовательно, записи о наименовании должности должны вноситься в трудовую книжку работника образовательного учреждения в точном соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Жанна ОСИПЦОВА, заведующая правовым отделом аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии