Чтобы охарактеризовать природное или общественное явление, надо прежде всего найти главное его качество. А потом – определить степень этого качества. Возьмем природу. Камень, например. Твердость. Какова его твердость? Глина. – Какова ее вязкость. Дерево. – Насколько оно пригодно как строительный материал?
Общественное бытие. Здесь главным качеством, по моему мнению, является отношение к человеческой жизни. Готовность ее ценить, беречь, защищать. Нашелся, правда, у нас маститый писатель, который в одной газете заявил, что существуют ценности, которые выше человеческой жизни. Но мы ему не поверим.
С этой позиции становится понятным, что есть нацизм. – Это 27 миллионов убитых русских, 6 миллионов убитых евреев, Освенцим, Бухенвальд, Дахау и другие лагеря.
Это бедствие ХХ века не было для России единственным. Было и другое, сравнимое с первым по свирепости, брутальности, по тяжести потерь.
Это – ГУЛАГ, три (как минимум) голодомора, миллионы расстрелянных в застенках НКВД. Коллективизация, наказанные народы. Уничтожение цвета русского воинства, священнослужителей, интеллигенции и т.д. Политическое и духовное рабство народа. Тяжкое наследие насильственной «национальной политики», которым не преминул воспользоваться радикальный исламизм (еще одно страшное общественное явление) – погибшие дети Беслана, взрывы домов, террор, террор. «Аль-Каида».
После преамбулы я ставлю вопрос, что есть Б.Н.Ельцин как общественное явление для России. Какова роль этой личности в истории? И отвечаю: это человек, который разрушил коммунизм. Не просто очистил коммунистические «конюшни» (как Геракл – конюшни Авгиевы), а физически разрушил их и снес. Без войны, без преследования своих противников. И положил начало духовному развенчанию одного из главных зол мира.
В отличие от иудеев мы не ждали прихода Мессии: большевики убили нашу надежду. А он пришел! В образе сибирского мужика. Без меча. «Фарисеи» пытались поднять на него Меч дважды, однако народ не пошел за ними. И не в последнюю очередь потому, что многие из них без больших колебаний перешли на сторону посланника Истории.
«Ельцин дал нам свободу», – продолжу я свою мысль словами президента Путина. И позволю себе еще одно сравнение. Мы жили в пустыне Сахара, вокруг, на сотни километров, – один песок. Мы умирали от жажды. Ельцин дал нам воду. При его участии была написана и принята на референдуме демократическая Конституция, созданы государственные институты, преобразована экономика. Нашей идеологией стала идеология свободы – состязательность идей. Теперь наше счастье зависит от нас самих в большей степени, чем когда бы то ни было. Немного существовало в мире политиков, которые сделали бы для своей страны столько, сколько сделал Ельцин для своей. Его влияние на события в стране после добровольного ухода было незначительным. Символичным. Но после смерти его влияние как символа должно возрасти, если к власти однажды не прорвется предатель, если на «трон» не вскочит персона, напоминающая Понтия Пилата.
В самом начале реформ Ельцина поддерживало большинство. Многие надеялись получить больше хлеба, больше мяса, больше денег. Мало кто думал о том, откуда все это взять. Но обнаружилось, что новая система требует от гражданина способностей и значительных умственных и физических усилий. А Ельцин дал больше свободы. «Свобода? Что с ней делать? Вы дайте мне хорошую работу, хорошую зарплату, квартиру, бесплатное лечение и бесплатную школу!» – слышал я не раз. Однако в эпоху перемен нравственные и правовые связи распадаются, криминал матереет, производство хиреет, и все блага на стол поступают в мизерном количестве. Так и случилось. «Нас обманули!» – спохватились обиженные граждане. «Нас предали, продали, обобрали, обокрали» – разбушевались оставшиеся без работы партийные пропагандисты. «Вы этого хотели?!» – обращаясь к массам, неистовствовал способный кинорежиссер и наивный политик С.Говорухин. Наивные попутчики Ельцина тоже от него отшатнулись. С ним остались лишь те, кто понял всю значимость перемен в России.
Владимир Путин, разумно используя деньги, «принесенные ветром», стабилизировал экономику, уравновесил общественные силы. Не задушил свободы. Впрочем, склонность к унификации, авторитаризму, возрождению «окопной» идеологии – обнаружил. Время раскроет карты новых политиков.
Комментарии