Особенностью учащихся младших классов является то, что они очень любят играть, фантазировать, с удовольствием выполняют задания учителя. Поэтому на этапе изучения Древнего мира преподаватель может использовать игры гораздо чаще, чем для учеников старшего возраста.
Древний мир
«Исторические сочинения»
Их можно начать словами:
«Представьте, что вы…
военачальник римского войска…
путешественник в далекую страну…
посол иностранной державы…
афинский раб…
египетский начальник… и т.д.
Эти работы можно написать дома или на уроке, например, проверяя домашнее задание по теме «Индия в древнее время», можно стать «путешественником» по этой стране, который опишет географическое положение, население, города, касты и т.д.
Учитель зачитывает фразы, высказывания исторических деятелей и выясняет их автора: «Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город». (Филипп Македонский)
«Лучше умереть от железа, чем от голода». (Спартак)
«Приди и возьми». (Леонид)
«Пришел, увидел, победил» (Цезарь) и т.д.
Объяснить выражения: «ахиллесова пята», «нить Ариадны» и др.
Шарады:
1. Первое – греческий народ, второе – прибор для укладки волос, целое – оратор в Греции (Демос-фен).
2. Первое – название священной горы греков, второе – соединительный союз, третье – последняя буква алфавита, целое – область в Греции (Олимп-и-я).
«Зоосад»
Дать изображение животных (корова, кошка, волк, змея, собака и т.д.). Его нужно поместить в соответствующую страну, объяснить, почему именно так, или распределить животных по странам.
баран Египет
волк Междуречье
кошка Рим
слон Греция
бык Индия
«В какой стране» живут? «Кто это?»
«Неприкасаемые» (Индия)
«Живые убитые» (Китай)
«Не поднимающие глаз» (Междуречье)
«Найди связь»
«Сын солнца», «большой человек», «раджа» (Правители)
«Где находятся?»
«река тысячи бедствий» (Китай)
«черная земля» (Египет)
«висячие сады» (Вавилон)
«дерево жизни» (Междуречье)
«логовище львов» (Ниневия)
«Боги и их функции»
Ра гром, молния
Посейдон вино
Дионис солнце
Зевс вода
Очень интересно, когда после изучения параграфов дети заучивают четверостишия, связанные с изученным материалом, к концу четверти они знают и могут объяснить эту «поэму».
Учащиеся этого возраста любят рисовать, поэтому им можно предложить нарисовать: орудия древнего человека, древних богов, людей, одетых в национальную одежду (египтян, греков и т.д.), предметы быта.
«Поэма о Греции» (отрывок)
Были некогда у грека
Царства бронзового века
Время точное, заметьте,
Во II тысячелетье.
Циклопические стены
Охраняли град Микены.
И дворцами знаменит
Правил морем остров Крит.
Но культурный тот очаг
Разгромил дориец-враг,
Был он тоже древний грек.
Начался железный век.
Протекли еще года,
Расплодились города.
И во все концы земли
Колонисты потекли.
Двести следующих лет:
Полис, классика, расцвет
И великие сраженья –
В общем, рост рабовладенья.
В V веке – Марафон,
И Перикл, и Парфенон,
И губительные даты
Долгих войн Афин и Спарты.
Стал для греков вместо няни
Царь Филипп Македонянин.
Втерся, греков приласкал,
Всех к своим рукам прибрал,
Дал команду «на Восток!»,
Да зарезан был не в срок.
Александр Филиппов сын –
Греков новый господин…
«Поэма о Риме» (отрывки)
На заре туманных дней
Жили в Риме 7 царей.
Первый Ромул, ибо им
Город был основан Рим.
Сервий Тулий – голова,
Он плебеям дал права,
Разрешил им воевать,
А войскам голосовать.
А Тарквилий-зять – наследник,
Царь был гордый, но последний.
Но теперь пойдет у нас
О республике рассказ.
Ополчился с первых дней
На патриция плебей.
Воевали 200 лет,
И возник нобилитет.
3-й век до нашей эры –
Вдаль пошли легионеры,
Римским стал в тот самый срок
Итальянский сапожок.
Если гений – то слыхал,
Кто есть воин Ганнибал?
Знать ученики должны
3 Пунических войны.
Гракхи кашу заварили,
Землю заново кроили.
От законов и от слов
Спор дошел до кулаков.
Только дух перевели,
до империи дошли.
Цезарь был еще диктатор,
Август I-й император…
Шарада:
Переставь буквы имен существительных, получишь имя древнего героя. «Шел Грек в Сеул» (Геркулес)
Средние века
«В мастерской…»
«Путешествие по средневековому городу»
«К новым открытиям с Колумбом» (Магелланом, Васко де Гама и т.д.)
«Рисунки»
Замок (можно изготовить макет), рыцари, крестоносцы, храмы, элементы культуры, быта и т.д. (в тетради или на альбомных листах).
«О чем речь?»
«Там копья всадники ломают,
С могучим треском пробивают
Щиты гербленные друг другу…» (турнир)
«Чьи слова?»
«Синьору своему грозить грешно.
Наш долг – ему оказывать почет
И защищать от всех врагов…» (вассал)
Дать элементы готики, романского стиля, пагоды и т.д., написать, где что находится.
Нарисовать пагоду с элементами европейской архитектуры, чтобы учащиеся нашли ошибки.
«Распределить»
1492 Магеллан
1498 Колумб
1519 Васко де Гама
«Переставь буквы»
Мази+ил=? (Измаил)
Уха+раб=? (Бухара)
Риж+ап=? (Париж)
1. Первое – кафе, второе – союз, третье – музыкальный звук, целое – мужской голос (бар-и-тон).
2. Какая страна в цветке? (Настурция.)
3. Найди художника в воде. Озеро – ван (Ван Дейк, Ван Гог, Ван Эйк).
«Так и ты поступил с моей чашей» (Хлодвиг).
«Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать» (Людовик XI).
«Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» (Дж.Болл).
«Дворяне – главный нерв государства» (Ришелье).
«Ожившие картинки» (пантомима)
Без слов изобразить средневекового деятеля, рыцаря. (Карточки с заданием раздает учитель.) Изобразить известную средневековую картинку или сценку из средневековой жизни.
«Экспедиция»
Класс обсуждает, что возьмут с собой, отправляясь в плавание с Колумбом, Дрейком и т.д. (вещи должны принадлежать определенной исторической эпохе).
История Отечества
«Шарж» (9-10-е классы)
Нарисовать шарж на исторического деятеля, используя элементы его эпохи.
«Интервью» (8-11-е классы)
Взять интервью у известного исторического деятеля. (1-й ученик – журналист, 2-й – отвечает на вопросы.) Оценку получают оба.
«Пойми меня» (9-11-е классы)
1 ученик получает задание назвать ассоциативные слова, которые возникают при упоминании исторического деятеля. Класс должен угадать, о ком идет речь (например, кукуруза, ООН, совнархозы, культ личности – Хрущев). Даты называть нельзя.
«Новости» (9-11-е классы)
Подобно телевизионной программе, составляются новости исторического периода (внутренняя и внешняя политика, спорт, культура, погода), можно в шуточной форме, но события, даты, факты должны соответствовать действительности. Класс проверяет правильность составленных новостей.
«Предвыборная кампания» (9-11-е классы)
Класс разбивается на группы, которые получают домашнее задание представить какую-нибудь партию (кадеты, эсеры, монархисты, большевики и т.д.).
На уроке заслушиваются их предвыборные программы, выбирается оптимальная (по вопросам: о власти, земле, самодержавии, положении рабочих, крестьян и т.д.). Участники игры готовят элементы костюмов, лозунги.
«Исторический суд» (9-11-е классы)
Перед началом игры выбираются обвиняемые, свидетели, прокурор, адвокат, жертва, судьи. В ходе игры зачитывается дело, выслушиваются обвиняемые, свидетели. Суд выносит приговор. Например, «Суд над декабристами». Обвиняемые – декабристы, свидетели – их жены, Пушкин, Жуковский и т.д. Обвинитель – Бенкендорф. Суть обвинения – выступление против самодержавия. Приговор – нужно ли было это восстание? Адвокатом, судьей выступает учитель, остальные роли выполняют учащиеся.
Татьяна УШАКОВА, учитель истории
Комментарии