Ирина РОДНИНА, депутат Государственной Думы РФ: – Развитие физкультуры и спорта зависит от коллектива преподавателей, которые работают в школе. Мы много говорим о том, кого хотим получить по окончании школы – умного человека, здорового или амбициозного. Конечно, прежде всего мы хотим получить человека здорового. Здоровье зависит от питания, от медицины, но мы прекрасно понимаем, что и от урока физкультуры. Должна сказать, что с 2002 года, когда был создан Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта, не проходило ни одного заседания этого совета, чтобы не поднимался вопрос о школе.
Мы обсуждали вопросы подготовки к Олимпийским играм, но при этом всегда (!) возникал вопрос о физкультуре в школе. Вероятно, он все-таки один из самых болезненных – каждый из нас сам учился в школе, у нас есть дети, внуки, поэтому все это нас так волнует. В июне 2010 года была создана Ассоциация учителей физической культуры в школах, создана и получила лицензию Федерация школьного спорта России. У нас очень много различных мероприятий, которые проходят в рамках системы образования, но сегодня у нас задача интегрироваться в международное движение, так как есть Всемирная федерация школьного спорта, которая раз в 4 года проводит гимназиады по зимним и летним видам спорта, раз в 2 года – чемпионаты мира по школьным видам спорта и кубки Европы. Должна сказать, что с 1972 года мы состоим в этой организации, но в этом году мы в первый (!) раз приняли участие в чемпионате мира по баскетболу, да и это была личная инициатива родителей, которые нашли средства и отправили ребят на эти соревнования. Государственной поддержки такому движению нет. Да, мы принимаем участие во Всемирной гимназиаде, но это очередное очковтирательство, потому что если на чемпионат мира, кубки Европы должна ехать команда одного учебного заведения, то на гимназиаду – сборная команда страны. Мы выезжаем, как всегда, спортивными интернатами и благодаря двум-трем видам спорта благополучно выигрываем. Однако это не показатель состояния школы. Как бы мы ни завлекали детей приходить на уроки физического воспитания, так устроен замечательный спорт, что если нет соревнований, состязаний, детям неинтересно. В разных странах каждые 2-3 недели обязательно проходит какой-то школьный турнир. Когда я первый раз увидела в Америке, какое количество школ, команд съезжается на самый элементарный турнир по волейболу, то была поражена – такого не видела даже на Олимпийских играх, даже не с чем сравнить. Все эти соревнования где-то на 80% проводятся волонтерами, а волонтеры – это в первую очередь родители. Вот это как раз тот самый момент, когда родители участвуют в жизни ребенка, а ребенок видит, что родители рядом с ним. Когда заканчивается детство, мы не вспоминаем, сколько раз нас заставляли делать уроки или убирать квартиру, а вспоминаем те замечательные минуты, часы и дни, которые мы провели с родителями. Это как раз то общее, что должно быть в семьях.У нас нет никаких стандартов или нормативов для спортивных залов в школах. Единственные нормативы, которые относятся к спортивным сооружениям учебных заведений, – чисто строительные. Строили до войны по одним нормативам, после войны начали строить другие спортивные залы, потому что ГОСТы изменились. На сегодняшний день, так как ГОСТов вообще никаких нет, мы пользуемся тем, чем пользуемся. Построить какую-то систему работы с детьми бывает достаточно сложно, хотя при этом тоже есть очень богатый международный опыт, например создание системы школьно-спортивных клубов. Такая система есть в наших вузах, но вот в школах мы никак эту систему не приводим. Раньше были секции, но нужно начать клубную работу, где будут родители, работать преподаватели спортивных школ. Не надо вводить все виды спорта, достаточно, если вся школа будет иметь одну команду по одному виду спорта с несколькими возрастными группами. Наверное, если бы каждая школа имела свое имя, этим именем была бы его команда. Вот где начинается понятие малого патриотизма, когда можно болеть за свою школу, где есть свои кумиры, где есть какое-то количество детей, которое этих кумиров поддерживает. Понимаете, был опрос в американских школах «Чем хочет ребенок выделиться?», и дети ответили: «Быть полезным своей школе». Вот отсюда и начинается единение наших детишек.Еще один не менее важный вопрос – преподаватели физической культуры. Могу сказать, что кафедры наших институтов физической культуры давно отстали от развития мирового спорта. Они живут какой-то своей отдельной жизнью, кафедры физвоспитания педагогических вузов в стране уже лет на 30-40 отстали от тех технологий проведения и мероприятий, и занятий. На встрече с Дмитрием Медведевым мы говорили о преподавателях в школах, о том, что они не могут получить новейших знаний, технологий, потому что наши головные институты ничего не разрабатывают. Если об олимпийских дисциплинах, которые у нас есть с 1992 года, мы говорим, что это новые дисциплины, то что тогда говорить о тех тенденциях, которые у нас есть сегодня в школьном и студенческом спорте. Я сомневаюсь, что в институтах повышения квалификации могут давать новейшие технологии.Когда речь заходит о спортивной базе, о педагогах, мы всегда забываем, что самое главное – личность в воспитании молодежи, проходящей через спорт, то есть тренер. Я это на себе испытала: ребенок всегда выскажет свое горе, свои сомнения тренеру, может быть, от физических нагрузок происходит открытие откровений в душе, но мы должны это понимать. Мы много внимания уделяем детям, но еще очень многое надо сделать. Если ребенок приходит в 6 лет в школу, то наша задача, чтобы через 11 лет вышел хороший и здоровый человечек, мы формируем личность, хотим, чтобы он развивался! 11 лет в школе – это как раз тот период, когда ребенок растет и физически развивается, а мы ставим задачу только здоровьесохраняющую, и здесь мы отстаем. Во время любого соревнования главное – выявление победителя. А главное в жизни – достигнуть успеха, испытать радость побед. Если в каждом человечке будем воспитывать все-таки победителя(!), необязательно олимпийских игр и необязательно чемпионата мира, то он должен будет победить самого себя в этой жизни. Тогда это будет значимый результат и для него самого, и для школы.
Комментарии