В осенние школьные каникулы произошло значимое для российского образования событие – состоялись очные туры первой Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель». Идея особого конкурса для учителей «началки» возникла и вызрела в Общероссийском Профсоюзе образования, но, конечно, такой масштабный проект не мог бы осуществиться без поддержки. Вместе с профсоюзом его воплощали Российская академия образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, Московский городской педагогический университет, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, издательская фирма «Сентябрь», издательский дом «Первое сентября», Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано».
Олимпиада сразу вызвала большой интерес, в ней захотели поучаствовать более тысячи педагогов, после проверки документов к заочному туру были допущены 832 учителя. Пройдя экспертизу, собеседования по скайпу и другие процедуры, на очный тур в Москву приехали 29 учителей начальных классов из 20 регионов страны.На емком, кратком, деловом открытии в Российской академии образования участников олимпиады «Мой первый учитель» приветствовали учредители. Конечно, в первую очередь автор идеи состязания для учителей начальных классов, секретарь по экономическим вопросам аппарата Общероссийского Профсоюза образования Владимир Лившиц: «Почему мы очень хотели, чтобы этот конкурс был? Мы искренне считаем, что школа все же начинается с учителя начальных классов. Очень часто успешность ребенка определяется его успешностью в начальной школе, его отношение к учебе и учителям тоже зарождается в начальной школе. Вы первые наши ласточки, это наша первая проба. И для вас это тоже возможность попробовать себя».Академик РАО Михаил Левицкий поздравил участников, фактически победителей заочного тура олимпиады от имени Российской академии образования и нового президента РАО Юрия Петровича Зинченко.Затем конкурсанты, объединенные по трем номинациям – «Предметная образовательная деятельность», «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся», – разошлись по кабинетам. Задача – представить промежуточные или итоговые результаты проектов, предложенных в первом заочном туре. У каждого на рассказ и демонстрацию презентации было 10 минут, 5 минут отводилось на вопросы жюри. Самое сложное – выбрать ключевую информацию о своем проекте и структурировать ее. Учителям очень пригодились советы эксперта аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раиса Загидуллина, данные накануне, во время установочного семинара для участников.Проекты учителей из разных уголков страны были посвящены самым актуальным для современной школы, детей, семьи темам и проблемам – проектная и исследовательская деятельность, профориентация, организация инклюзивной практики, музейная педагогика, формирование патриотической и гражданской идентичности и многое другое.Вопросы экспертов были доброжелательны, глубоки и профессиональны, помогали конкурсантам дополнить свои выступления и осознать пробелы.Пока счетная комиссия подводила итоги, педагоги стали участниками весьма полезного мастер-класса секретаря – заведующей отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елены Елшиной, посвященного непростому искусству выступления на сцене.Имена лауреатов первой Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель» огласили члены жюри. Но сначала все без исключения участники очного тура получили красочные дипломы.Лауреатами олимпиады стали:Номинация «Предметная образовательная деятельность»: Татьяна Филипповна Борисенко (Ямало-Ненецкий автономный округ), Екатерина Владимировна Терентьева (Республика Крым), Наталья Евгеньевна Колганова (Липецкая область).Номинация «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер»: Татьяна Дмитриевна Федотова (Калужская область), Светлана Сергеевна Любимцева (Мурманская область), Валентина Вениаминовна Абрамова (Чувашская Республика).Номинация «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся»: Ирина Михайловна Плаксина (Республика Крым), Татьяна Юрьевна Снегирева (Нижегородская область), Ольга Михайловна Сечко (Ямало-Ненецкий автономный округ).Финальный день участники олимпиады «Мой первый учитель» и члены жюри провели в МИА «Россия сегодня» под прицелами телекамер. Все испытания для девяти лауреатов – и мастер-классы, и публичные дебаты – транслировались в Сети. Записи этого дня можно посмотреть на сайте олимпиады «Мой первый учитель»: 1‑teacher.ru/tr.Началось утро с пресс-конференции, в которой приняла участие председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова: «Сегодня проводится много международных и внутрироссийских исследований. И дается очень высокая оценка именно начальному образованию. Следует больше внимания уделить замечательным педагогам, которые закладывают основы образования в школе. В спектре тех специалистов, которые участвуют в конкурсе «Учитель года России», не получается в полной мере представить специфику начальной школы. За все время проведения конкурса только одна учительница начальных классов, Зинаида Климентовская из Рязани, стала абсолютным победителем. Чтобы заявить об участии в нашей олимпиаде, не надо ни статуса, ни категорий, только желание. У нас нет ни муниципального, ни регионального этапа, мы нашли живой, демократичный, профессиональный механизм отбора участников».Директор Департамента образовательных программ ОАО «Роснано» Елена Соболева уверена: «Первый учитель в памяти, это как бабушка и дедушка, на всю жизнь. Поэтому когда мы вынесли вопрос на нашу комиссию, принимающую решения о поддержке мероприятий, даже не пришлось убеждать инвесторов. Это социальные инвестиции, но главное – необходимо поддержать самую уникальную часть педагогического сообщества, тех, кто начинает формировать, образовывать, воспитывать наших детей».Она отметила ведущие педагогические университеты – Московский городской и Санкт-Петербургский, а также Нижегородский Мининский университет, чьи специалисты участвовали в создании методической базы олимпиады, разработке критериев, очной и заочной экспертизе работ участников.После девяти блестящих мастер-классов и дебатов, темы для которых предлагали сами лауреаты, а модератор, эксперт Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин направлял беседу, начался подсчет голосов. А у жюри появилась возможность высказать вслух свое мнение об олимпиаде и участниках.Ольга Ключко, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ, председатель жюри 1, 2, 3‑го туров: «Сейчас мы увидели, что наши коллеги, участники олимпиады, прекрасно понимают и сложность своей работы, и все огромные возможности, которые у них есть для решения проблем. Это наполняет меня гордостью за них».Галина Коджаспирова, профессор кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ, глава Методического совета олимпиады: «Учитель начальных классов – основа основ, как он научит, так потом ребенок по жизни и идет. Все вы талантливы, вы нам показали разные грани себя как личности. С другой стороны, мы знаем, что процесс самосовершенствования никогда не заканчивается. Каждый из вас, пройдя через конкурс, понял: вот здесь я хороша, а вот над этим мне надо работать. Самое главное – быть увереннее в себе, эмоциональнее».Александр Селянин, генеральный директор АНПО «Школьная лига»: «Хочу поблагодарить наш Общероссийский Профсоюз образования за то, что он продолжает проявлять инициативу и выдвигает такие интересные идеи, которые действительно востребованы в нашем педагогическом сообществе».Людмила Савинова, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития РГПУ им. А.И.Герцена, руководитель группы жюри: «Три дня назад приехали люди, не знавшие друг друга, за это время объединились, стали друг другу помогать. Это важное качество учителей начальных классов – взаимопомощь всегда и везде. Учитель начальных классов особенный, потому что он открыт, артистичен и очень красив».Наталья Белинова, зав. кафедрой психологии педагогики дошкольного и начального образования Мининского университета, руководитель группы жюри: «Дорогие олимпийцы, я вижу на ваших лицах не отрешенное выражение, у вас открылось второе дыхание, вы улыбаетесь, вы наполнены светом. Шаг за шагом мы узнавали вас, ваши особенности, старались увидеть вас за вашими проектами. У каждого из вас есть свой профессиональный почерк».Наталья Виноградова, член-корреспондент РАО, руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО: «Не только участники проявили себя, но все мы чему-то сегодня еще и научились. Конечно, вы все профессионалы, учителя с большой буквы».Имена трех победителей были встречены аплодисментами. Счастливые педагоги говорили слова благодарности.Наталья Колганова, Липецк: «Спасибо большое всем, кто придумал это, воплотил и дал возможность нам не просто встретиться, но познать столько нового и интересного. Я очень давно ждала этот конкурс. Я долго к нему шла».Светлана Любимцева, Мурманская область: «Меня переполняют позитивные эмоции. Я хочу поблагодарить родной профсоюз за то, что организовали такой конкурс, членов жюри, моих коллег из Мурманской области, которые меня поддерживали, были постоянные смс, звонки: «Ну как ты? Ну что ты?»Ольга Сечко, Ямало-Ненецкий АО: «Спасибо огромное всем! Было очень приятно. У меня еще наград такого уровня не было».Для важного объявления к микрофону вышла Елена Станиславовна Елшина: «Сегодня мы детям на уроке не должны говорить: «Убери телефон», мы должны говорить: «Используй его в образовательной деятельности». Так и здесь. Уважаемые 26 участников очного тура, достаньте свои мобильные телефоны. Сейчас я продиктую номер телефона, на который вы отправите одно имя. Вы должны выбрать лидера первой Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель».Пока летели смс, Галина Ивановна Меркулова говорила очень сердечные, искренние слова благодарности всем, кто готовил и проводил олимпиаду, особое спасибо – членам жюри. «Уверена, что мы будем продолжать. Конечно, сейчас подведем итог, проанализируем все. Понимаю, что конкурсантам было сложно проходить этапы. Вы поучаствовали, пообщались, но этого мало. Вы должны транслировать идеи состязания дальше. Будет следующая олимпиада, и ваши коллеги, может быть, захотят принять участие, и вы, уже как наставники, можете помочь. Мы хотим, чтобы с каждым годом все было лучше, интереснее и профессиональнее».Галина Ивановна взяла в руки конверт, но перед тем, как открыть его, попросила: «Назовите хором, кого вы выбрали».Зал крикнул: «Наталья Колганова!»Конечно, именно это имя и было в конверте.Наталья Евгеньевна сказала: «Здорово, что конкурс закончился. И жалко, что надо расставаться».А Галина Ивановна улыбнулась: «Он закончился, но, в принципе, все только начинается».Тем более для Натальи Колгановой, ведь одна из задач лидера – быть целый год советником председателя Общероссийского Профсоюза образования.
Комментарии