search
main
0

Олимпиады в столице проходят честно

​В рамках пресс-конференции Иван ЯЩЕНКО ответил на вопросы журналистов.

– Иван Валерьевич, три первые школы в рейтинге, ученики которых участвовали в олимпиаде по 13 и более предметам, это те же школы, что участвовали и отличились в прошлом году?- В прошлом году в рейтинге лидировали три школы – школа №218, гимназия №1543 «На Юго-Западе», школа-интернат «Интеллектуал», в этом году в лидерах тоже три школы – лицей №1535, те же гимназия № 1543 и школа-интернат «Интеллектуал». – Сегодня много разговоров экспертов о том, что на олимпиаде по биологии были одинаковые работы учащихся, совпадающие вплоть до запятой. Правда ли это, знаете ли вы об этом и как к этому относитесь?- Обращения такого рода к нам в оргкомитет олимпиады не поступали. Олимпиадные работы по биологии проверял компьютер, никакие эксперты к проверке работ не имели никакого отношения. Для этой олимпиады была составлена специальная программа, которая состояла из двух частей: первая – теоретическая и вторая – практическая. Это было сделано по рекомендации федеральной комиссии, структуру задания определяет она, в этом году комиссия дала тестовые задания. В прошлом году тоже были тестовые задания, но тогда обрабатывали результаты тестов проверяющие, в этом году обработка шла с помощью компьютеров. Возможно, речь идет о нарушениях на какой-то другой биологической олимпиаде, но мы с удовольствием проверим эту информацию. В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде оценивается самостоятельное выполнение учащимся его работы, поэтому в случае обнаружения мобильных телефонов, нарушения регламента на всех этапах олимпиады жюри рассматривает такие ситуации и аннулирует работы. Если работа списана, взята из Интернета, с другой работы, откуда-то еще, эти нарушения оценивают максимально жестко. Более того, в соответствии с новыми федеральными правилами мы сможем публиковать работы победителей и призеров, выставлять их на всеобщее обозрение, и все смогут посмотреть эти работы. При этом мы очень аккуратно относимся к вопросу о персональных данных, считаем, что нужно публиковать работы не персонифицированные, а вот если возникнут вопросы, тогда будем разбираться. – В Интернете появились объявления, которые предлагают тем, кто захочет воспользоваться услугами их авторов, за деньги осуществлять поддержку на олимпиадах и обеспечивать победу на заочном и очном турах. Знаете ли вы об этом, как вы к этому относитесь и насколько реально получить хорошие результаты на олимпиадах, воспользовавшись подобными услугами?- Во-первых, хочу отметить, что таких сайтов в Интернете много, существенная часть их авторов – тривиальные жулики. К большому сожалению, когда олимпиады стали давать льготы для поступления в вуз, появились люди, которые пытаются нажиться на ситуации вокруг поступления, в том числе путем обмана. Мы стараемся усиленно защитить то, что проводит Московский центр непрерывного математического образования, ЦПМ, Департамент образования, в частности, три года назад поймали студентку, которая пыталась по чужому паспорту написать олимпиаду. Мы внимательно отслеживаем результаты участников, обращаем особое внимание на тех, кто до этого момента в олимпиадах не «светился». На олимпиаду человек не приходит с улицы, выиграть на олимпиаде – это не получить высокий балл на ЕГЭ, поэтому дети, которые участвуют во Всероссийской олимпиаде, проходят многоэтапный путь. Дети, участвующие в Московской олимпиаде, как правило, участвуют в ней не в первый раз. Очень редкая ситуация, практически невозможная, когда человек, не имеющий никаких успехов, вдруг неожиданно «выстреливает» в 11-м классе. На это мы обращаем очень серьезное внимание. Статистика подтверждает, что победители и призеры наших олимпиад добиваются всего честно. Кроме того, у нас есть специальная группа мониторинга, которая обычно работает на ЕГЭ, а сейчас на олимпиадах. Эта группа наблюдает за происходящим в Интернете – отслеживает появление вариантов в Сети, предложения платной помощи, производит контрольные закупки. Если после олимпиады выкладывают задания и решения, датированные задним числом, мы их проверяем: специалист может установить, когда на самом деле был опубликован тот или иной вариант. Целевая аудитория – школьники – далеко не крутые компьютерщики, которым это под силу, поэтому владельцы подобных ресурсов, создавая себе рекламу, вывешивают вариант заданий, похожий на реальный, благодаря этому у них много посетителей, которые верят, что на следующей олимпиаде им тоже помогут. Независимо от того, обман или не обман происходит при контакте с этими сайтами, они подрывают доверие общества к олимпиадам и еще заведомо занимаются мошенничеством, так как предлагают за деньги оказать услугу, которая в принципе не может быть оказана законно, обманывают людей. Например, был опубликован один вариант, который мы сами вбросили, его не было ни в одной точке проведения олимпиады: один из наших сотрудников изобразил школьника, сидящего на олимпиаде, скинул на сайт вариант задания с просьбой помочь, помощь ему оказана не была, деньги пропали. Олимпиада не ЕГЭ, это все-таки достаточно маленькое мероприятие по своему масштабу, и какие бы там ни были использованы устройства, организатор олимпиады – честный и внимательный человек, заметить нарушения может очень легко. – 725 школьников приняли участие на региональном туре олимпиады по английскому языку. Сколько ребят из-за квот остались за скобками? Сколько экспертов не хватает для работы с ребятами?- У нас большой масштаб проведения олимпиад. Поэтому нехватка экспертов относительная. В этом году мы существенно увеличили число мест на олимпиаде по английскому языку, но очень многое на этой олимпиаде зависит, конечно, от эксперта. Если на олимпиаде по математике ситуация совершенно объективная: решил задачу или не решил, можно перепроверить работу, то на олимпиаде по английскому языку очень важно, чтобы собеседник был квалифицированным и независимым. В этом году мы решили, что не будем привлекать в качестве экспертов учителей, олимпиаду по просьбе министра образования Москвы Исаака Калины организационно проводила Высшая школа экономики, участвовали в ней независимые от школы эксперты из ВШЭ плюс все диалоги записывали, а потом оценивали независимые эксперты, проверяли все еще раз. Мы с коллегами работаем над тем, чтобы на следующий год увеличить количество мест на этой олимпиаде как минимум вдвое, то есть чтобы 1500 ребят приняли в ней участие. Определенная квота все равно будет, но все-таки задания регионального этапа готовит федеральная комиссия, и они рассчитаны во многом на то, чтобы отобрать ребят на заключительный этап. Даже в этом году при том количестве участников, которое есть, мы понимали, что квота не оставила за бортом ребят, которые имели бы шанс стать победителями, призерами, пройти на следующий этап. Все равно увеличение количества участников на следующий год будет работать на тренировку, у нас нет ситуации (по оценке экспертов), когда из-за квоты какой-то ребенок не стал призером окружной олимпиады, не получил стимул для дальнейших занятий. Поэтому эта ситуация комплексная. – Судя по представленным данным, в этом году существенно возросло число участников олимпиады по литературе, с чем это связано?- В прошлом году у нас было 118 победителей и призеров регионального этапа, в этом году их 349, то есть рост на 196 процентов, почти в три раза. Рост происходит там, где были какие-то проблемы, а теперь их начали решать. Например, большого роста числа участников на олимпиаде по математике мы не наблюдаем, так как там давно решены многие проблемы и количество участников год от года стабильно.- В таком случае почему уменьшилось число участников олимпиады по химии?- К великому сожалению, это связано с большим количеством самых различных факторов. Например, возросло число участников олимпиады по биологии в связи с тем, что этот предмет намного популярнее как профильный экзамен для поступления в вузы. Химия пока менее востребована. Программу по поддержке биологии мы запустили два года назад, у нас теперь есть очень интересный сайт с онлайн-видео по наглядной биологии. По химии в этом смысле есть отставание по преподаванию этого предмета в массовой школе, идет подготовка победителей и призеров олимпиады по химии из очень небольшого количества школ, окружные олимпиады, к сожалению, дали нам некоторый спад по числу участников. Мы планируем этой весной начать очень мощный проект по химии, так как по новым правилам школьный этап олимпиады будет проходить начиная с 1 сентября и заканчивая 15 октября. Ребята, интересующиеся химией, учителя химии получат поддержку, задания будут более интересными. Мы с коллегами стараемся сделать для олимпиады по химии яркие задания, которые привлекут ребят, весной опубликуем тренировочные материалы для олимпиады по химии, которые смогут улучшить не только результаты олимпиады, но и преподавание этого предмета в столичных школах.- Сегодня много разговоров о том, что победители олимпиад должны сдавать ЕГЭ, о том, что обычно они получают на этом экзамене низкие баллы. Вас это не беспокоит?- Нет, я уверен, что наши топовые дети успешно сдадут ЕГЭ в любой форме, выиграют олимпиады в любой форме, по каким бы правилам они ни проводились, поступят в те вузы, в какие хотят. Дело в том, что у них достаточно большой запас прочности, они одарены.- Кстати, а как идет работа с одаренными детьми? – Кроме традиционных сил наших знаменитых школ, которые показывают высокие результаты, для этого года характерно, что эти школы расширяют список предметов, по которым их ученики участвуют в олимпиадах, например, школа при мехмате МГУ представила учащихся на олимпиаде по десяти предметам. Кроме того, для ребят есть дополнительные возможности, на базе Центра педагогического мастерства, на базе ведущих вузов ребенок, проявивший свой талант, может углубленно позаниматься, прикоснуться к настоящей науке. В массовых школах учителя в этом году получили мощнейшую методическую поддержку онлайн по развитию таланта школьников.- Есть Всероссийская олимпиада, а есть московская, значит ли это, что только москвичи принимают участие в ней? Могут ли ребята из регионов стать ее участниками, если да, то что это им даст?- Во Всероссийской олимпиаде школьников участвуют ребята в своей школе, потом – в муниципалитете или округе, затем в регионе, после чего едут на заключительный тур. Московская олимпиада уже стала мощнейшей и знаменитой олимпиадой не только в России, но и в мире, в ней участвует каждый желающий. В этой олимпиаде любой российский школьник получает прежде всего радость от решения замечательных задач, диплом о поощрении. По девяти предметам Московская олимпиада входит в перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ, победители и призеры нашей олимпиады по этим предметам имеют право поступать в вузы по льготам, независимо от того, из какого они региона. Условием включения в перечень МОН РФ становится участие в олимпиаде ребят из различных регионов. Московская олимпиада школьников пользуется огромной популярностью, например, в этом году прошли интернет-тур ребята из нескольких десятков регионов России, они приглашены в Москву и примут участие в очных турах.- В Москве идет большая и серьезная работа с одаренными детьми, накоплен в этой сфере большой опыт. Не планируете ли вы проведение Московского интеллектуального форума для тех учителей регионов, которые тоже работают с одаренными детьми, чтобы распространить столичный опыт и тем самым внести свой вклад в повышение уровня этой работы в России?- По просьбе Министерства образования и науки РФ на базе нашего Центра педагогического мастерства был проведен семинар для сотрудников более 50 региональных органов управления образованием, мы подробно представили им наш опыт, раздаточный материал, чтобы вместе обдумать и обсудить те формы, которые будут системно развиваться в течение учебного года в рамках нашего взаимодействия. Некоторые регионы уже дали информацию о том, что их заинтересовало и чем из нашего опыта они могли бы воспользоваться. Наш сайт посещают практически все регионы. Мы гордимся тем, что по посещаемости нас обогнал только сайт Олимпийских игр-2014, думаем, сейчас мы вернемся снова на наше традиционное первое место.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте