search
main
0

Олимпиады – ЕГЭ: перспективы развития системы

Многолетний эксперимент с выпускным единым государственным экзаменом, стартовавший еще в 2001 году, завершился: в 2009 году единый государственный экзамен приобрел статус обязательного и является сегодня в России единственной формой государственной (итоговой) аттеста- ции выпускников школы.

Однако ни один эксперимент не вызывал столько споров, сколько эксперимент по введению единого государственного экзамена. Изначально ЕГЭ должен был стать неким единым стандартом оценки качества знаний выпускников, уравнять шансы молодежи, в том числе из регионов, на поступление в престижные вузы, снизить коррупцию в сфере среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем эксперты заявляют о том, что результаты тестирования не всегда дают объективную оценку знаний, а процедура его проведения до конца не отработана. Тем не менее сегодня уже очевидно, что ЕГЭ вошел в систему подготовки и выпуска школьников, и задача заключается в дальнейшем совершенствовании этого инструмента. Мы предлагаем новую идею оптимизации системы комплексной оценки знаний выпускников с учетом стратегических интересов всех участников образовательного процесса в России и его сегодняшнего состояния. Проблема ЕГЭ представляет собой универсальную для всей страны систему оценки знаний выпускников школ, позволяющую отчетливо видеть и оперативно корректировать ос- новные «проблемные зоны» образования по всей стране, отдельным регионам и образовательным учреждениям, а также с появлением в 2010 году рейтинга вузов по сред- нему уровню баллов ЕГЭ абитуриентов – более объективно выявлять престижные высшие учебные заведения по данному показателю. Вузы заинтересованы в привлечении наиболее подготовленных выпускников, а выпускникам важно реализовать свой потенциал в действительно сильном вузе. «Проблемные зоны» ЕГЭ постепенно изживаются, но остается болезненный вопрос: как помочь пробиться к высшим баллам творческой молодежи, которая оказывается недостаточно успешной в жестком формате ЕГЭ? И как высшим учебным заведениям «вслепую» все же получить действительно мотивированных студентов? Сформулируем суть проблемы: формат ЕГЭ недостаточен для выявления творческого потенциала выпускников. Решением этой проблемы стало олимпиадное движение, позволившее победителям «обходить» жесткие требования участия в общем конкурсе по результатам ЕГЭ. В соответствии с п. 61 Положения о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждена приказом №695 от 02.12.2009) «победители и призеры заключительного этапа олимпиады принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады». Однако условия проведения олимпиад достаточно жесткие: согласно тому же положению – призерами третьего из четырех этапов могут стать не более четверти участников, а последнего этапа – всего 8 процентов от этого количества. Тогда сам принцип «квоты» не позволяет оказаться в числе призеров ребятам, имеющим минимальное расхождение в баллах с победителями. Кроме того, «олимпиадный марафон» чересчур интенсивен: школьный этап проводится в октябре, муниципальный – в декабре, региональный – в феврале и заключительный – в апреле. Останутся ли у участника-выпускника силы на другие предметы? Окажется ли сильный школьник, все же не попавший в число призеров, в равных условиях с одноклассниками, планомерно готовившимися ко всем ЕГЭ и не отвлекавшимся на олимпиады? Не приведет ли это к уменьшению привлекательности олимпиады для выпускников, ставивших себе единственную цель – получение стобалльных сертификатов по ЕГЭ? Ко всему прочему серьезным препятствием региональных олимпиад для включения их в перечень является ценз численности участников, что также затрудняет доступ учащихся к участию в олимпиадах по отдельным предметам. Нет сомнений, что Всероссийская олимпиада является яркой и успешной формой совершенствования системы профильной подготовки, стимулируя и школьников, и педагогов к постоянному научному и знаниевому росту. Вместе с тем в масштабе страны проблема объективного определения уровня знаний выпускников остается достаточно острой. Глава Рособрнадзора Л. Глебова уже высказала тревогу по поводу результатов первых сессий: олимпиадники чаще оказываются в числе должников, чем стобалльники, что заставляет задуматься о несовершенстве сегодняшнего регламента проведения олимпиад. Инновация При всей критике в адрес составителей ЕГЭ и контрольно-измерительных материалов к ним большинство экспертов согласны с эффективностью частей А и В (в не- которых случаях используется только часть В) для определения базового уровня знаний выпускника по тому или иному предмету. Обработку этих тестов ведет машина, исключающая «человеческий фактор» и строго следующая программе. Накоплен достаточный опыт составления этих базовых видов тестирования, исправлены ошибки, имевшие место в первые годы применения ЕГЭ. Однако часть С до сих пор оказывается своеобразным камнем преткновения при сдаче ЕГЭ. Обратимся к статистике. В 2010 году доля выпускников, вообще не приступивших к выполнению части С, по отдельным предметам составила (в процентном соотношении к числу экзаменовавшихся по этому предмету): Русский язык    5,4 Математика    38,81 Физика    32,32 Химия    11,27 Информатика и ИКТ    22,33 Биология    8,51 История    12,08 География    14,06 (Данные взяты с сайта «Официальный информационный портал единого государственного экзамена»: http://www.ege.edu.ru/statege.php) Как видим, особенно высокие отрицательные показатели дают точные науки, причем процент неприступивших к части С по ним примерно одинаковый во всех федеральных округах. Иная ситуация с русским языком: здесь существует разбег данных и по округам, и по отдельным регионам. Между тем было бы возможно объединить функции задания части С с функциями предметной олимпиады, а также изменить требования к сертификации знаний выпускников. Нами предлагаются изменения, которые касаются преимущественно процедуры проведения ЕГЭ и порядка зачисления в вузы и учреждения среднего профессионального образования (СПО). Общий подход к решению данного вопроса может быть представлен схемой 1. Сдачу ЕГЭ предлагается проводить в два этапа, учитывая при этом интерес выпускника: на первом этапе (март- апрель) учащиеся, заинтересованные продолжить обучение в высших учебных заведениях, решают задания части С, которая представляет собой блок заданий олимпиадного уровня, требующих от выпускника демонстрации знаний в решении нестандартных задач и навыков по учебной дисциплине (прил. 1). Таким образом, выполнение части С становится своеобразной единой государственной олимпиадой. Разработку заданий части С организует Российский совет олимпиад школьников в соответствии со стандартами и методикой, утвержденной Рособрнадзором, а их проверку – Рособрнадзор и региональные комиссии субъектов Российской Федерации. Второй этап – решение заданий частей А и В, структура которых и сроки проведения не изменяются. Разработка заданий и проверка их выполнения осуществляются в установленном порядке. Если выпускник желает продолжить обучение в учреждениях СПО (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы), то для этого ему не потребуется выполнять задания части С. Если выпускник собирается продолжить обучение в высшем учебном заведении (институт, академия, университет), то решение заданий части С по всем трем предметам, установленным Рособрнадзором для поступления на соответствующие направления высшего профессионального образования, для него является обязательным условием участия в конкурсе вуза. Критерием усвоения содержания образования является успешное выполнение заданий частей А и В. На основании результатов выполнения данных частей выпускник получает документ о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о сдаче обязательных экзаменов, однако претендовать на обучение в вузе ученик, не выполнив часть С, уже не может. Для формирования рейтинга при поступлении в вуз учитывается общая сумма баллов заданий А, В и С. Абитуриент, имеющий сертификаты A, B и С, получает возможность участвовать в конкурсах как в вузы, так и в учреждения среднего профессионального образования. Таким образом, предлагаемая схема проведения ЕГЭ в два этапа отделит «олимпиадную» часть экзамена для поступающих в вузы от общей части для тех, кто не претендует на поступление в высшие учебные заведения. Это позволит оптимально распределить силы на подготовку к ЕГЭ учащимися, «сбить волну» всеобщего репетиторства, выявить талантливых детей, способных продолжать образование в вузе, а также сэкономить ресурсы на проведение как олимпиад, так и ЕГЭ, объединив их в последовательную двухэтапную процедуру. Такая схема ЕГЭ предполагает также профессиональную ориентированность выпускников школ на продолжение обучения. Внедрение Школьные олимпиады начиная с 6-го класса должны стать обязательным элементом программы среднего образования для всех обучающихся. На этапе формирования системы единой государственной олимпиады в рамках ЕГЭ должны быть сохранены все системы действующих ныне олимпиад. Для отработки указанных механизмов и процедур представляется целесообразным провести эксперимент в ряде регионов, как это было сделано при апробации ЕГЭ.

Внимание! Полный текст статьи с приложениями и таблицами читайте, пожалуйста, в «Учительской газете» № 20 от 17 мая 2011 года.

Подписные индексы «УГ» 50137, 32168; 12270, 12272

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте