search
main
0

Олимпиадные задания

На уроках русского языка мы используем разные словари, но детям больше других нравятся орфоэпические. Особенно в последнее время, когда возникает много вопросов из-за перемен в ударениях. При подготовке к олимпиадам по русскому языку словари тоже необходимы, мы используем фразеологический словарь, словарь синонимов, словарь трудностей русского языка, различные справочники и словообразовательные словари.

Какие задания, связанные со знанием словарей, обычно предлагаются на олимпиадах? Одно из самых частых – объяснить значение слов и подобрать синонимы: легитимный (законный), демиург (творец, апологет, проповедник), мизантроп (человеконенавистник). Цель таких заданий не только проверить знание словарей синонимов, но и исключить неуместное употребление иностранных слов. Хотя, например, слово мизантроп прижилось, наверное, потому, что русское «человеконенавистник» очень длинное.

На знание этимологического и словообразовательного словарей тоже много заданий. Например, слово застрять: приставка за-, корень -стр-, что подтверждается и в однокоренных, например, встреча – тоже корень -стр-. Или слово придирчивый: в современном русском языке корень -придир-, а если смотреть этимологически, то приставка при- и корень -дир-, что подтверждается и в слове задира.

Еще один популярный словарь – топографический и связанные с ним задания – определить название коренных жителей городов: Омск – омичи, омич, омичка; Великие Луки – великолучане; Тверь – тверяки, тверяк, тверячка; Томск – томичи, томич, томичка; Курск – куряне, курянин, курянка. Часто предлагаются задания по словарю литературоведческих терминов и словарю фразеологизмов.

Например, дается фразеологизм из произведений Салтыкова-Щедрина: «проявлялось в вопросах, касавшихся выеденного яйца». Надо правильно переформулировать предложение, а для этого необходимо знать данный фразеологизм: «не стоит выеденного яйца». Следующее: «сорока-белобока воровала без просыпу» – то есть не просыпаясь или не приходя в трезвое состояние. Так автор дает понять, что воровство стало постоянным, приняло «запойный» характер. Также предлагается объяснить выражения: человек в футляре (человек, отгораживающийся от жизни), подковать блоху (сделать что-то очень сложное, требующее исключительных умений), герой не моего романа (Грибоедов о человеке, который не соответствует чьим-либо идеалам).

Есть на олимпиадах задания, непосредственно касающиеся знания истории словарей. Например, назвать наиболее известные толковые словари, отражающие лексический состав русского языка. Надо знать, что в ХIХ веке это «Толковый словарь живого великорусского языка» Даля.

Второй известный словарь уже середины ХХ века – это Большой академический словарь Ожегова. А в конце ХХ – начале ХХI веков наиболее популярным считается Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой и еще известен Большой толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова.

В последние годы, так как стало очень много заданий на историческую грамматику и приходится переводить старославянские тексты, мы используем церковнославянский словарь. На олимпиадах даются задания для переводов, и надо хорошо знать, например, старославянские союзы: ибо (так как), еже (чтобы).

Есть задания на знание словаря литературоведческих понятий: базаровщина (грубый материализм, нигилистический практицизм, отрицание эстетических ценностей), обломовщина (безволие, нерешительность как общественное явление), молчалинство (угодничество перед начальством, влиятельными лицами).

Оксана ПЕРЕЛЕХОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №9, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте