search
main
0

Олимпиадное движение. История погружения глазами школьника

​Не секрет, что за последние годы элитарная некогда направленность проведения олимпиадных и конкурсных мероприятий прочно вошла в практику общеобразовательной системы.

Значимость этого явления чрезвычайно велика. Соревновательный компонент в образовании – это прежде всего развитие предметного интереса, что само по себе неоценимо, а также потрясающий трамплин для развития таких качеств личности, как активность и инициативность, самостоятельность и сотрудничество. Не секрет, что участие в олимпиадном движении предоставляет широкие возможности для личностно ориентированного обучения и обдуманного выбора будущей профессии. Олимпиада и конкурсная проектная деятельность – одновременно проверка собственных знаний, умений и навыков, а также возможность их сравнения с уровнем других учащихся. Олимпиадное движение априори неотделимо от соревновательного компонента, а рассматривая ситуацию с позиции взаимодействия ученика и учителя, это еще и момент познавательного единения и взаимодействия, побуждение к сотрудничеству. Однако… все это знаем мы, взрослые.Вовсе не значит, что дети посвящают себя олимпиадному движению по иным причинам, глобально отличающимся от перечня вышеперечисленных. В общем и целом все так, поскольку во главе угла по-прежнему стоит прагматический интерес мероприятия, система тех бонусов, что так активно пропагандируется старшим поколением из числа педагогов и родителей. Наш разговор сегодня прежде всего о тех, кто целенаправленно посвящает себя делу проб и ошибок, делу конкуренции и соискания успеха, делу здорового амбициозного соперничества. Эти составляющие привносят в олимпиадное движение, выражаясь современным языком, определенный драйв, атмосферу приключения, а вкупе с соответствующим эмоциональным настроем мы получаем тот самый заряд успеха и стремления, который порой и объясняет возможность справиться с интенсивными нагрузками во время испытаний.Конечно, начало берет интерес предметный, и это отмечают сами участники олимпиадного движения.Мы говорим сегодня от лица самих участников олимпиадного процесса, поскольку едва ли найдется более искренняя и правдивая оценка, более адекватный и достоверный взгляд на явление, нежели тот, который имеет место быть с позиции непосредственного участника.К счастью, олимпиадное движение сегодня в приоритете, и результаты на различных его этапах тому прямое доказательство. Увлечение, способное превратиться в основное занятие жизни, – вот как определяют сегодня предметный интерес наши олимпиадники. Не скучная зубрежка, но целый мир путешествий, погружение в любимую науку и азарт соревнования.Несомненно, только поистине увлеченные способны пойти по пути, отличному от традиционных экзаменационных процедур, когда нередко от самих ребят мы слышим упреки в адрес единого государственного экзамена с точки зрения его стрессовости и как следствие огромной тревоги, которую он вызывает у выпускников. Нередко на нем «заваливаются» даже самые успешные!Чего не скажешь об олимпиадах. С длительной и планомерной подготовкой, последовательностью этапов длиною в год они сродни восхождению по лестнице. Восхождение к своему будущему – вот так образно и красиво высказываются те, кто добивается успеха. И чем нетривиальнее мыслит человек, чем более далек от шаблонных умозаключений, тем путь этот будет не просто увлекательнее, но проще в преодолении. К счастью, в наш век отдаления от стереотипности мышления именно такие направления начинают завоевывать все большую популярность, предлагая возможность пойти «другим путем».Олимпиада – многофункциональный элемент, причем прежде всего с позиции ученика. Это и проверка, и испытание – как моральное, так и интеллектуальное, и процесс дальнейшего более углубленного изучения предмета. Олимпиада дает школьнику качественно иной каркас знаний, несравнимый ни с одним из любых других источников.Олимпиада – это иное сознание, изменение мировоззрения, которое сопоставимо с (не побоюсь этого сравнения!) определенным эволюционным скачком. Меняется система приоритетов, иначе расставляются акценты, и, что немаловажно, не только в силу необходимости, так сказать, добровольно-принудительно, но вполне осознанно и мотивированно. Вот как описывает свое отношение к олимпиадам одна из победительниц заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников от школы №1512 Александра Люлина:- Олимпиада учит смотреть вглубь вещей, правильно видеть свою цель, верно расставлять приоритеты. Мне хотелось больше готовиться прежде всего потому, что качественно выполненная работа никогда не остается без вознаграждения – и морального, и материального. И олимпиада как ничто другое дает возможность это почувствовать.Однако и это еще далеко не все. Олимпиада вовсе не идет сегодня вразрез с внутренними потребностями подростково-юношеского возраста. Ребята не просто не лишены общения в силу усиленной зубрежки, но более того, они получают потрясающую возможность уникального общения, причем это еще один из основополагающих факторов вхождения в олимпиадный процесс. Ребята идут за особой, ни с чем не сравнимой атмосферой, которая зачастую дарит новые прочные связи на многие годы. Отношения, которые не родятся нигде в ином месте. Вот как отозвалась об особой атмосфере олимпиадного процесса еще один призер школы №1512 Стефания Ситнер:- Надо сказать, что это особая «каста». Здесь в ходу свои непонятные в любом другом месте шутки, свои споры и дискуссии, и как же это притягивает! Но главное – это очень душевные и близкие мне люди, моя вторая семья. У нас общие интересы, темы разговоров. Это место, где царит особая атмосфера взаимопонимания.И все, независимо от предметного направления, ребята отмечали абсолютно особую атмосферу олимпиадных кулис, когда работа превращается в путешествие, конкуренция не мешает взаимоподдержке, когда под занавес испытаний открывается фейерверк незабываемых прогулок по новым городам, посиделок до утра, смеха и песен под гитару…Конечно, раскрасить картинку самыми светлыми тонами можно, однако не в том наша цель, и истину о двух сторонах медали еще никто не отменял. Любое явление имеет стороны как положительные, так и отрицательные. Не специально, но абсолютно откровенно: это тот редкий случай, когда первых намного больше. Однако случается всякое. И нашим ребятам приходилось отмечать не всегда корректное поведение жюри, а что уж говорить о напряжении, стрессе и слезах, особенно в день объявления результатов! «Олимпиада – это очень разнородная смесь впечатлений!» – подводят итог наши ученики.В заключение от себя хочется добавить, что я не ставила целью проводить агитацию и намеренно восторженно высказываться на тему. Мне просто хотелось кратко и емко донести мысль о том, что без всякого преувеличения путь дорогой вдохновения есть путь самый увлекательный и благодатный. Это самая настоящая школа жизни, которая способна научить в любом случае вне зависимости от результата, который вы получите. Это умение жить с честью. С честью проигрывать и выигрывать, обретать настоящих друзей и знакомиться с будущими коллегами, а это значит, что мне остается завершить свое эссе не совсем тривиальным пожеланием.Всегда и везде у нас принято желать успеха. Я же хочу пожелать всем участникам и тем, кто еще только выходит на старт олимпиадной дорожки, прожить свою олимпиадную эпоху с азартом и вдохновением! Пусть впечатления будут самыми яркими!Мария КОБЫЛИНСКАЯ,руководитель пресс-службы школы №1512Благодарность выражается Александре Люлиной и Стефании Ситнер

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте