Долгожданная одиннадцатая олимпиада состоится. На этот раз ее участников ждут приятные сюрпризы. Во-первых, она пройдет под эгидой Министерства образования и науки РФ при поддержке Центральной избирательной комиссии РФ, а это значит, что заметно повышается ее статус. Во-вторых, полуфиналисты будут приглашены в Москву не в мае по сложившейся традиции и не в августе, как было в прошлом году, а осенью. И благодаря этому обстоятельству у вас, наши юные граждановеды, появилось гораздо больше времени на подготовку, что позволит вам более глубоко и основательно отвечать на вопросы, написать более яркое по содержанию и по стилю эссе. Это вам домашнее задание на лето. Готовьтесь и радуйте жюри и организаторов олимпиады своими знаниями по граждановедению, избирательному праву, обществознанию, истории. Ответы присылайте по адресу: 107045, Москва, Ананьевский пер., 4/2, стр. 1, «Учительская газета» с пометкой «Олимпиада» не позднее 20 сентября (по почтовому штемпелю).
6-7-е классы
Избирательное право
и выборы
1. При каких условиях гражданин РФ вправе избирать и быть избранным?
2. Согласны ли вы с существованием имущественного ценза на выборах в некоторых странах? Обоснуйте свой ответ.
3. Почему избирательное право является одним из важнейших прав человека в условиях демократии? Докажите свою позицию.
4. Что относится к нарушениям избирательного права граждан? Почему эти права иногда нарушаются?
5. Какие изменения произошли в избирательном законодательстве РФ в последнее время?
Конституция и государство
1. Конституция может быть принята различными способами: парламентом, конституционным собранием, с помощью референдума, указом президента. Какой из способов принятия конституции вам кажется наиболее демократическим? Почему? Ответ обоснуйте.
2. В 1993 году в Российской Федерации была принята новая Конституция. Почему потребовалось принятие нового Основного закона в России?
3. Для чего в конституции фиксируются основы конституционного строя?
4. В Конституции РФ Россия определяется как правовое государство. Что это означает?
5. Для чего нужны политические партии?
Права
1. Существует точка зрения, что права и свободы должны иметь ограничения. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.
2. Как связаны между собой права и обязанности человека? Проиллюстрируйте это на примере школьника.
3. Какие права есть у детей? Кто их защищает?
4. Является ли соблюдение прав человека общечеловеческой проблемой? Аргументируйте свой ответ.
5. Какие права являются социально-экономическими? Какое значение они имеют для человека?
Демократия
1. Какие бывают виды демократии? Чем они отличаются друг от друга? В чем их сильные и слабые стороны?
2. Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево?» Соответствуют ли требования этого человека нормам демократии? Ответ обоснуйте.
3. В демократическом обществе действуют различные социальные нормы, в том числе нормы права и морали. В чем состоит сходство и различие права и морали?
4. Характерной чертой демократии является политическое лидерство. Какими особенными качествами, с вашей точки зрения, должен обладать политический лидер в условиях демократии? Почему?
5. Для демократии характерна свобода средств массовой информации. Как вы это понимаете? Ответ аргументируйте.
Тема творческой работы
Какой избиратель нужен России?
8-9-е классы
1. Какие цензы существуют в избирательных системах разных стран? Что вы знаете об избирательных цензах в современной России?
2. Вы знаете, что в разных странах используются различные избирательные системы. Какими преимуществами и недостатками обладают эти системы?
3. Известно, что среди кандидатов в депутаты на выборах в Государственную Думу 1999 года было немало людей, которые правоохранительными органами обвиняются в причастности к уголовным преступлениям. В связи с этим в обществе появилось мнение о необходимости ввести запрет на использование пассивного избирательного права лицам, находящимся под следствием. Однако, по мнению некоторых, введение такого запрета есть прямое нарушение демократии. С какой точкой зрения вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
4. Выборы в представительные органы власти разных уровней стоят очень дорого, но, как известно, далеко не все граждане принимают участие в голосовании. Кроме того, немалое количество избирателей делают свой выбор в последний момент, часто наобум. Как вы полагаете, может быть, имеет смысл ввести следующие избирательные цензы: а) образовательный (только высшее); б) установить предельный избирательный возраст (не старше 60 лет); в) включать в списки голосующих только тех, кто принял участие в предыдущей избирательной кампании. Аргументируйте свою позицию по каждому из пунктов и сделайте обоснованный вывод по всему комплексу предложенных решений.
5. Избирательное право – важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как, по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? Если да, то в чем она состоит?
1. Что понимается под конституционным строем? Какие основы конституционного строя России вы можете назвать?
2. Чем отличаются полномочия Государственной Думы и Президента РФ?
3. Какие задачи государства становятся наиболее важными в современном мире?
4. Какие обязанности устанавливает Конституция РФ? Какие из этих обязанностей касаются исключительно граждан РФ, а какие касаются всех лиц, проживающих на территории РФ? Как вы считаете, имеет ли право государство устанавливать обязанности для лиц, не являющихся гражданами РФ?
5. Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством? В чем смысл этого понятия? Назовите реформы, проведенные властями, которые направлены на развитие социальной сферы.
Права человека
1. Какие механизмы можно использовать для защиты прав и свобод человека? Обоснуйте свой ответ.
2. Как во Всеобщей декларации прав человека трактуется взаимосвязь свободы и ответственности, прав и обязанностей человека и государства?
3. Что такое естественное право, каковы его отличия от позитивного права? Когда возникла идея естественного права? Назовите философов, утверждавших идею естественного права.
4. Какова роль Уполномоченного по правам человека в РФ в защите прав и свобод человека?
5. В чем значение судебной власти (прежде всего Конституционного суда) в защите прав человека и гражданина?
1. Что такое местное самоуправление? Какова роль местного самоуправления в развитии демократии и формировании демократической культуры граждан?
2. Переход к демократической форме управления часто вызывает появление сепаратизма и рост преступности. Почему, по-вашему, это происходит?
3. Можно ли совместить два известных положения: а) В демократическом обществе прирожденные права человека стоят «над» законом и б) Древнеримскую формулу, утверждающую: Nulla potentia supra leqes debent esse (не должно быть никакой силы над законом).
4. Кого называют гражданином? Что вы знаете о правовых и нравственных аспектах этого понятия?
5. Что такое гражданское общество? При каких условиях возможно становление и развитие гражданского общества?
10-11-е классы
Избирательное право и выборы
1. Как различные виды избирательных систем влияют на выбор политических партий и политических лидеров?
2. При каких условиях выборы не будут являться демократическими?
3. Какими основными характеристиками должны обладать демократические лидеры?
4. Следует ли устанавливать обязательное участие граждан в выборах и определять наказание за отказ от волеизъявления?
5. Что влияет на мнение избирателей во время выборов?
1. Какие из основ конституционного устройства России вы считаете наиболее важными и почему?
2. Почему идея разделения властей считается важным элементом Конституции РФ?
3. Какое государство можно назвать справедливым?
4. Как определить легитимность существующей власти? Каковы основные признаки легитимности?
5. Какую роль играет Организация Объединенных Наций в современном мире? Влияют ли ее решения на политику государств?
1. Как должны соотноситься права человека и его обязанности?
2. Какие права человека представляются вам наиболее важными в современном мире и почему?
3. Как должны учитываться права меньшинства?
4. Почему возникают межнациональные конфликты и как с ними бороться? Какие права человека нарушаются в межнациональном конфликте?
5. Каковы основные права участников образовательного процесса? Что необходимо делать для их защиты?
1. В чем преимущества демократии перед другими режимами?
2. Как соотносятся индивидуализм и коллективизм в демократическом обществе?
3. Какие условия необходимы для установления демократической формы правления?
4. Каковы успехи и основные трудности в формировании гражданского общества в современной России?
5. Являются ли средства массовой информации, как утверждают некоторые, четвертой властью?
Комментарии