search
main
0

Олимпиада-2005. Положение о Всероссийской олимпиаде по граждановедческим дисциплинам

Наша олимпиада по граждановедческим дисциплинам проходит в девятый раз. За эти годы она стала популярной не только у тех, кто изучает граждановедение, право, но и у тех, у кого нет специальных уроков по таким предметам. И что самое удивительное, что и эти ребята, показав свои глубокие знания по вопросам, предложенным в заочном туре, выходят во второй и даже порой занимают призовые места. Тем самым доказывая, что они умеют добывать нужную информацию самостоятельно, даже если живут в далеком от областного и районного центра селе.

проводится при организационной и финансовой поддержке «Учительской газеты», Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации, Университета Нью-Бранзвик (Канада) и Канадского агентства Международного развития (СИДА).

Уважаемые преподаватели, учащиеся и родители! Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» объявляет о проведении 9-й Олимпиады по граждановедческим дисциплинам. В ней могут принять участие школьники 6-11-х классов. Олимпиада будет проходить в два тура. Первоначально все желающие должны в письменной форме ответить на предлагаемые вопросы в зависимости от возрастной категории. Всего выделены 3 возрастные категории: учащиеся 6-7-х классов, учащиеся 8-9-х классов и учащиеся 10-11-х классов. Ответ на вопрос, как правило, не должен превышать объем 1 стр., а вся работа – 25 страниц (с учетом эссе), ответы должны быть напечатаны или написаны разборчивым почерком.

Если есть возможность, желательно вместе с напечатанными ответами прислать компьютерный вариант на дискете или СД-диске (на дискете или СД-диске следует указать фамилию и инициалы учащегося, выполнившего работу, класс, школу, а также регион, указать название «Олимпиада-2005»).

Ответы должны отсылаться по адресу: 107045, Москва, Ананьевский пер. 4/2, стр.1, «Учительская газета» с пометкой «Олимпиада» не позднее 20 марта (по почтовому штемпелю). Необходимо указать фамилию, имя, отчество, свой домашний адрес, адрес школы, класс, в котором вы учитесь; контактные телефоны, фамилию, имя, отчество подготовившего вас учителя. Среди присланных работ в каждой возрастной группе будут отобраны 15 лучших, и победители со своими учителями будут приглашены на второй тур Олимпиады, который будет проходить в Москве в середине мая 2005 г. (все расходы по транспорту и проживанию берет на себя ассоциация «За гражданское образование»). Список победителей будет опубликован в «Учительской газете» и приложении «Граждановедение». Среди основных критериев оценки присылаемых на первый тур Олимпиады работ будут следующие:

1. Соответствие формальным требованиям (объем, сроки, оформление).

2. Обоснованность ответа – аргументированность, подтверждение собственных мыслей примерами из истории и/или современной жизни.

3. Точность ответа (не следует выходить за рамки поставленного вопроса).

4. Логическая последовательность.

5. Оригинальность мышления и оформления ответа.

6. Научность, широта знаний (не только в области обществознания, но и в других дисциплинах).

7. Умение выделять главное, делать выводы.

8. Умение анализировать и сравнивать документы.

9. Видение сути проблемы.

10. Отделение фактов от субъективного мнения.

11. Видение альтернативных вариантов решения той или иной проблемы.

Второй тур Олимпиады пройдет в середине мая 2005 г. (сроки будут уточнены в дальнейшем) и будет состоять из двух этапов. На первом победители первого тура будут письменно отвечать на поставленные перед ними вопросы, а на втором пройдут устные испытания. Одновременно преподаватели смогут посетить организованные для них занятия, на которые будут приглашены специалисты в области гражданского образования.

Приглашаем всех желающих участвовать в Олимпиаде и желаем успеха.

Интернет-олимпиада

В рамках Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам проводится интернет-олимпиада по общественным дисциплинам.

К участию в олимпиаде приглашаются учащиеся 8-11-х классов, в том числе и участники Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам. Олимпиада проводится в один тур. Конкурс состоится с 20 января по 31 марта 2005 года. Учащимся предлагается написать творческую работу на тему «Какими вы видите перспективы развития гражданского общества в современной России?» с использованием ресурсов интернета и ссылками на сайт «Дух демократии» – www.spiritofdemocracy.com (использование иллюстраций, взятых из интернета, приветствуется). Помимо этого, при определении победителей будут использоваться критерии, указанные выше.

Творческая работа не должна превышать 10 страниц.

Данная работа должна быть отправлена по электронному адресу: voskr@redline.ru

Работы присылать только в формате .doc; упакованные файлы .zip и .rar рассматриваться не будут.

В своей работе необходимо указать координаты, указанные выше, а также адрес электронной почты при ее наличии. К сожалению, мы не можем рассматривать коллективные работы, поэтому участники должны готовить свою творческую работу индивидуально.

Обращаем особое внимание на то, что работы на интернет-олимпиаду следует присылать отдельно. Участники интернет-олимпиады могут участвовать и во Всероссийской олимпиаде по граждановедческим дисциплинам. Вместе с тем следует обратить внимание, что в рассмотрении работ интернет-олимпиады особое внимание будет уделено использованию различных интернет-источников, поэтому важно будет указать перечень сайтов, которые были использованы.

В течение апреля 2005 г. компетентное жюри определит 6 победителей, которые в середине мая 2005 г. будут приглашены в Москву. Победители интернет-олимпиады получат дипломы и ценные подарки. Расходы на проезд и проживание победителей, их научных руководителей берут на себя организаторы интернет-олимпиады. Подробнее информацию об интернет-олимпиаде можно получить на сайте российско-канадского проекта «Дух демократии» www.spiritofdemocracy.com.

Интернет-олимпиада проводится при организационной и финансовой поддержке «Учительской газеты», Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации, Университета Нью-Бранзвик (Канада) и Канадского агентства Международного развития (СИДА).

Заочный тур. 6-7 классы

КОНСТИТУЦИЯ

1. Что такое конституция? Для чего она нужна государству?

2. Государство, в котором вы живете, называется Российской Федерацией. Почему оно так называется?

3. Какими полномочиями по Конституции наделены Президент РФ и Правительство РФ?

4. Что такое парламент? Какова его роль в жизни современной России?

5. Почему уплата налогов является важнейшей конституционной обязанностью гражданина России? Какие еще обязанности граждан РФ вы знаете?

ДЕМОКРАТИЯ

1. Почему Российская Федерация определяется в Конституции РФ как демократическое государство?

2. Как вы себе представляете идеальное демократическое государство? Опишите его.

3. Может ли демократия существовать без разделения властей?

4. Почему одним из основополагающих принципов демократии является равенство всех перед законом? Как, с вашей точки зрения, этот принцип осуществляется в современной России?

5. Назовите ценности демократии. Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1. Немецкий поэт XVII века Маттиас Клаудиус утверждал: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ аргументируйте.

2. В Конституции РФ записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Как вы это понимаете?

3. Как вы считаете, может ли быть ограничена свобода слова? Докажите свою точку зрения.

4. От чего зависит соблюдение прав человека в стране?

5. Конвенция о правах ребенка признает право детей на объединения. Почему детям необходимо это право? В какой детской организации вы хотели бы состоять? Почему?

ВЫБОРЫ

1. Выборы являются важным механизмом осуществления демократии. Докажите это положение.

2. В Конституции РФ записано, что основанием, по которому граждане могут быть лишены избирательного права, является содержание в местах лишения свободы по приговору суда. Справедливо ли это? Почему?

3. В некоторых странах к участию в выборах не допускаются люди, не владеющие грамотой. Считаете ли вы данное положение оправданным в условиях демократии? Ответ обоснуйте.

4. В ряде стран имеются различные избирательные цензы. Является ли это справедливым, с вашей точки зрения? Не нарушает ли это демократичность выборов? Приведите примеры. Ответ аргументируйте.

5. Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?

Эссе

60-летие Великой Победы.

Заочный тур. 8-9 классы

1. Какие избирательные системы вы знаете? Какими преимуществами и недостатками обладают эти системы?

2. Система выборов предоставляет гражданам не только определенные права, но и возлагает на участников избирательного процесса конкретные обязанности. О каких обязанностях идет речь?

3. Почему выборы являются важнейшим политическим событием в жизни каждого демократического государства?

4. Избирательное право – важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? Если да, то в чем она состоит?

5. Известно, что во всех странах кандидаты, участвующие в выборах разного уровня, используют услуги политтехнологов. Какова роль политтехнологов в выборном процессе? Могут ли они повлиять на итоги выборов?

1. Есть две системы соотношения личности, общества и государства:

а) ГОСУДАРСТВО а ОБЩЕСТВО а ЛИЧНОСТЬ

б) ЛИЧНОСТЬ а ОБЩЕСТВО а ГОСУДАРСТВО

Какая из этих систем отражает соотношение личности, общества и государства в тоталитарном государстве, а какая в демократическом? Раскройте содержание этих схем в тоталитарном и демократическом государстве.

2. Как связаны между собой личная свобода и политические права?

3. Как во Всеобщей декларации прав человека трактуется взаимосвязь свободы и ответственности, прав и обязанностей человека и государства?

4. Среди широкого спектра прав и свобод мировое сообщество выделяет права первого и второго поколения. Какие права относятся к первому поколению, а какие ко второму?

5. Кого из известных правозащитников в нашей стране и за рубежом вы знаете? В чем заключались их идеи?

1. Какие обязанности устанавливает Конституция РФ? Какие из этих обязанностей касаются исключительно граждан РФ, а какие касаются всех лиц, проживающих на территории РФ? Как вы считаете, имеет ли право государство устанавливать обязанности для лиц, не являющихся гражданами РФ?

2. Перечислите права граждан, записанные в Конституции РФ, которые обеспечивают право граждан на участие в управлении государством. Каким образом каждое из названных вами конституционных прав обеспечивает право граждан на участие в управлении государством?

3. Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством. В чем смысл этого понятия? Назовите реформы, проводимые в современной России, которые направлены на развитие социальной сферы.

4. В чем принципиальная разница в подходе к правам и обязанностям человека в Конституции СССР 1977 года и в Конституции Российской Федерации 1993 года?

5. В Конституции РФ Россия определяется как «правовое государство». Назовите признаки правового государства. Как по-вашему, является ли в настоящее время наша страна правовым государством? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

1. Что такое местное самоуправление? Какова роль местного самоуправления в развитии демократии и формировании демократической культуры граждан?

2. Переход к демократической форме правления часто вызывает появление сепаратизма и рост преступности. Почему, по-вашему, это происходит?

3. Кого называют гражданином? Что вы знаете о правовых и нравственных аспектах этого понятия?

4. Что в политике понимается под выражением «двойной стандарт»? Приведите примеры.

5. Сопоставьте сущностные черты президентской и парламентской республики. Как по-вашему, в каком случае права граждан государства защищены в большей степени?

ЭССЕ

ВОПРОСЫ.

1-й тур 10-11 классы

1. В чем основные отличия современного понимания демократии от существовавшего в Древнем мире и в Средние века?

2. Что общего и в чем различия между демократией и либерализмом?

3. Что демократия гарантирует человеку и что она не может гарантировать?

4. Какие условия являются благоприятными для развития демократии?

5. Какими средствами следует развивать демократию в современном мире? Все ли средства хороши для продвижения демократии?

1. Какие конституционные ограничения предполагает демократия?

2. Что вы знаете о работе Конституционного суда РФ? Какую роль он играет в современной России?

3. Есть ли конфликт между принципом социального равенства и государственной поддержкой малых народов в современной России?

4. Как вы относитесь к идее укрупнения субъектов Российской Федерации? Аргументируйте свою точку зрения примерами.

5. Насколько допустимо в демократическом государстве введение системы религиозного образования? Аргументируйте свою точку зрения и приведите примеры.

1. Всегда ли проведение выборов в представительные органы власти является достаточным для существования парламентаризма?

2. Какие тенденции в политическом развитии России можно увидеть по результатам федеральных и региональных выборов в последние 5 лет?

3. Соблюдение каких условий и принципов вы считаете самыми основными при проведении демократических выборов? Поясните свою точку зрения и приведите примеры.

4. Как вы относитесь к идее выборов всех депутатов Государственной Думы РФ по пропорциональному признаку? В чем могут быть положительные и отрицательные стороны введения такой системы в современной России?

5. Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?

1. Какое из прав человека представляется вам наиболее актуальным сегодня? Почему?

2. Как вы относитесь к изменениям в российской системе образования? Выскажите свою позицию с точки зрения права граждан на образование.

3. На ком, с вашей точки зрения, в первую очередь лежит ответственность за соблюдение прав человека в современной России? Почему?

4. В чем заключается справедливость и человечность при применении законов?

5. Сегодня все большее число людей относится к правам человека как к общечеловеческим ценностям. Как вы понимаете это положение? Обоснуйте свой ответ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте