search
main
0

Ольга Васильева рассказала, как государство намерено решать проблемы сельских школ

В Белгородской области завершился Всероссийский съезд учителей сельских школ. Сегодня на пленарном заседании выступила министр просвещения РФ Ольга Васильева, которая рассказала, как планируется решать насущные для села проблемы – дефицит кадров, чрезмерную отчётность и низкие зарплаты.

По данным Минпросвещения России, сегодня в стране насчитывается 42 тысячи школ, из которых 26 тысяч – сельские. В них работает работает 470 тысяч учителей – это более трети от общего числа по стране. 23 % достигли пенсионного возраста, 19% к нему приближаются.

\”До 2029 года нам очень сложно решить проблему с молодыми учителями\”, – констатировала Ольга Васильева, уточнив, что и сейчас, и через 10 лет доля учителей до 29 лет в стране будет составлять всего 5,9 %.

Одна из мер по привлечению молодых специалистов – законодательно разрешить студентам вести занятия у школьников. Эту инициативу в школах восприняли неоднозначно. \”Они будут иметь возможность проявить себя, и самое главное, что те наши педагоги, которые сейчас уже в зрелом возрасте, получают возможность стать наставниками\”, – пояснила важность принимаемого законопроекта Ольга Васильева. К теме наставничества она не раз обратилась по ходу своего выступления.

– Когда-то это было нормально, что каждый из опытных учителей опекал кого-то из молодых. Понятно, что лучшими наставниками могут быть те педагоги, за плечами которых большой трудовой и, самое главное, жизненный опыт, – добавила Ольга Васильева.

Пожалуй, главные надежды села на приток молодёжи связаны с принятием программы \”Земский учитель\”, которая стартует 10 января 2020 года. Подробнее об установленных требованиях к участникам – как педагогам, так и школам – рассказала в первый день съезда директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России Мария Хлопотных. Ольга Васильева напомнила, что единовременная компенсационная выплата – 2 млн для регионов Дальнего Востока и 1 млн для всех остальных – освобождена от налогообложения.

Однако, прежде чем решиться стать \”земским учителем\”, выпускник вуза должен в принципе прийти работать в школу, а с этим тоже проблемы. Как рассказала Ольга Васильева, ежегодно на педагогические специальности объявляется набор более чем на 73 тысячи бюджетных мест. \”Но до последнего курса доходит половина, а из той половины, которая заканчивает успешно вуз, ровно 30% приходят в школы\”.

Причины этого, по словам Ольги Васильевой, самые разные. Министр не согласна, что все дело в низких зарплатах: \”Я глубоко убеждена, что когда мы все переводим только в материальное благополучие, это неправильно\”, – заявила она.

К примеру, глава Минпросвещения высказала мнение, что выпускники просто… боятся. Ведь и объем практики сейчас у них не тот, что раньше. Напомним, на днях тема подготовки педагогических кадров обсуждалась на заседании Совета при Президенте РФ по русскому языку. В частности, поставлен вопрос о необходимости возродить специалитет по педагогике.

Вообще, по словам Ольги Васильевой, нельзя говорить о том, что в нашей сельской школе все плохо. Даже в ситуации с вынужденным совмещением ставок по разным предметам министр смогла найти плюс: \”Подумайте, какой уровень должен быть у этих педагогов!\” Хотя потом все же признала, что работа больше чем на 1,3 ставки не может быть качественной, а у нас \”идёт повсеместное совмещение до 1,5 ставки\”.

Помимо прочего, Ольга Васильева напомнила о том, что в рамках нацпроекта \”Образование\” реализуется федеральный проект \”Учитель будущего\”. “На сегодняшний день стоит большая задача помочь 50% наших учителей и даже больше пройти персональную переподготовку“.

Министр убеждена, что для того, чтобы творчески развиваться, педагог должен проходить качественную переподготовку раз в три года. Для этого необходимо вдохнуть новую силу в институты повышения квалификации и институты развития образования.

– Это та система, которую мы должны восстановить. Потому что у нас методическая служба разрушена. Нужно дать новое дыхание методическое службе для того, чтобы разговор о наставничестве был не просто разговором, а реально системной работой Здесь не такие большие затраты, но это необходимо, чтобы привлекать молодых, ощущать наставнический подвиг и заниматься качественным образованием.

Не обошла стороной министр и тему чрезмерной отчётности, сообщив, что \”прямо сейчас на заключительной стадии согласования\” находится законопроект, в котором чётко прописаны четыре документа, с которыми должен работать учитель: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, журнал и электронный дневник.

Новых идей по теме повышения зарплаты не прозвучало: глава ведомства повторила мысль, высказываемую ею неоднократно на разных площадках, о том, что строго гарантированная часть зарплаты учителя должна составлять 70% и только 30% от жалования отводится на поощрения. Сейчас этот вопрос прорабатывается с регионами.

Ещё одна задача в рамках нацпроекта – обеспечение равного доступа к качественному бесплатному образованию детей в отдалённых районах. Для этого запустили проект \”Точка роста\”, предполагающий создание технологических центров для школьников в сёлах и малых городах. Школы при этом обеспечат высокоскоростным интернетом, в частности, чтобы ученики могли пользоваться электронными образовательными платформами, как федеральными, так и региональными. Работа с цифровой образовательной средой – определенный вызов и большая задача для учителей, которым придётся погрузиться в новые технологии.

Говоря о школьниках, Ольга Васильева отметила: \”Перед нами стоит задача научить их учиться\”. Министр подчеркнула, что без усилий семьи, родителей, работы с каждой стороны, никакого результата быть не может.

В ходе пленарного заседания представители разных регионов рассказали об опыте работы с сельскими школами. Непосредственно учителей среди них было немного. Один из них – лауреат Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2019, педагог из села Нижняя Омка Омской области Александр Мамаев. Он поделился опытом профессионального развития, особо выделив участие в федеральном состязании. В финале своего выступления педагог не обошёл стороной проблемы сельских школ, которые обсуждались в ходе панельных дискуссий:

– Конечно, это проблемы кадрового голода, из-за которого учителя выходят на работу на 2-2,5 ставки, что ведет к эмоциональному выгоранию и порой снижению качества образования. Это \”забота\” о молодых специалистах – во многих муниципалитетах отсутствует ведомственное жилье, льготное ипотечное кредитование. Это непонятный статус учителя-наставника или учителя – классного руководителя.

Вопросов на самом деле много, констатировал педагог. Добиться же решения можно только задавая их, в том числе на таких съездах.

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте