Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – один из ведущих образовательных и научно-методических центров России. О том, какие задачи сегодня стоят перед институтом, о главных направлениях развития и перспективах мы говорим с ректором КРИПКиПРО, доктором педагогических наук, профессором Ольгой Красношлыковой.
– Мы стараемся работать на опережение. Именно поэтому ведущими методологическими ориентирами деятельности института сегодня являются персонифицированный подход и опережающая подготовка кадров.Принцип опережающей подготовки не только ориентирован на формирование у педагогических и руководящих работников целостного инновационного взгляда на свою деятельность в ситуации повседневности, но и призван развивать стратегическое мышление, готовность в нужное время взять на себя необходимую инициативу, сформировать навыки работы в новой, еще не определившейся ситуации.В целом мы предлагаем около 200 программ повышения квалификации (ПК) и 14 программ профессиональной переподготовки для всех категорий работников сферы образования, социальных работников и работников правоохранительных органов.Все программы вначале проходят отбор в ходе конкурса на основе общественно-профессиональной экспертизы, программы-победительницы включаются в региональный депозитарий, а потом педагоги выбирают место, форму и программу ПК, так как осуществляется персонифицированное финансирование.- Это значит, что у школы есть возможность выбрать место, определенный модуль в зависимости от ее потребностей?- Да. Любая организация, имеющая лицензию, может принять участие в конкурсе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. У нас есть программы Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Политехнического университета, Новокузнецкого муниципального ИПК, Института культуры, учреждений СПО, есть и программы негосударственных организаций. Программы, которые прошли экспертизу, включаются в реестр программ дополнительного образования. Педагоги могут выбирать и поехать туда, куда хотят. А модульное построение программ, кредитно-модульная форма ПК позволяют выбирать те или иные модули в зависимости от потребности как педагога, так и образовательной организации.- И где педагоги предпочитают проходить повышение квалификации?- Все-таки у нас. Ведь мы работаем больше на проблемы учителя, на устранение дефицитов (недостающих компетенций) деятельности. Понимая при этом, как будет развиваться региональная система образования, мы действуем на опережение и готовим педагогов к предстоящим изменениям. Мы являемся проводником государственной и региональной политики в образовании.- Каков обобщенный портрет учителя Кемеровской области?- Кузбасс – урбанизированный регион, поэтому преобладают городские учителя и, конечно же, женщины, как и везде. Возраст 40-55 лет, хотя наметился незначительный прирост молодежи.- Ольга Геннадьевна, расскажите подробнее о санатории-профилактории, сколько педагогов ежегодно могут пройти лечение?- В КРИПКиПРО успешно реализуется модель повышения квалификации, при которой учителя могут пройти обследование и курс лечения. Это достигается благодаря тому, что в институте функционирует санаторий-профилакторий как структурное подразделение. Учителям предоставляются бесплатное проживание, трехразовое диетическое питание и комплекс медицинских услуг, число которых с каждым годом растет. Это курс физиотерапевтических процедур, массаж, ванны, кроме того, есть и косметологические услуги. Для женщин, поверьте, это немаловажно. Примечательно, что благодаря деятельности наших медиков удалось выявить рак молочной железы у нескольких женщин, другие серьезные неврологические, сердечно-сосудистые заболевания. Причем это было сделано на начальных стадиях.Ежегодно за счет средств областного бюджета в период обучения на базе санатория-профилактория оздоравливаются 975 педагогов. В летний период в рамках социального проекта «Ветераны педагогического труда», реализуемого под патронатом губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, в санатории проходят курс лечения 75 педагогов.- Я знаю, что институт также занимается и комплексным мониторингом оценки качества образования в регионе.- В отличие от многих регионов наш институт не занимается мониторингом качества образования, под которым чаще понимаются организация и проведение контрольно-оценочных процедур по итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ). Концептуально мы еще в 2008 году определились, что для исследования состояния региональной системы образования будет использоваться именно комплексный мониторинг, который включает сбор статистических данных и проведение мониторинговых исследований, направленных на изучение мнений участников образовательных отношений о качестве образования в Кемеровской области.Сбор статистической информации осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы «Образование Кемеровской области» по всем направлениям функционирования системы образования. Полученные данные позволяют выявлять количественные и качественные изменения, происходящие в региональной системе образования, определять проблемы, прогнозировать тенденции развития.На основании этих данных проводится рейтингование образовательных организаций по кластерам. Рейтинг позволяет оценивать эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации.Ежегодно начиная с 2008 года в регионе проводится мониторинговое исследование «Удовлетворенность качеством образования». Его результаты позволяют определить, насколько образование в регионе отвечает интересам и ожиданиям основных потребителей.- Что изучают эти исследования?- Исследование позволяет изучить запросы (ожидания) обучающихся и родителей к образовательной организации, оценить динамику удовлетворенности потребителей качеством образования (именно как исполненность их запросов и ожиданий), его составляющими: качеством условий, процесса, результатов образования, комфортностью образовательной среды в организации.Еще одно мониторинговое исследование – «Сформированность социального опыта детей».Кроме того, институт проводит исследование «Престиж педагогической профессии» с целью изучения эмоционально-психологического настроения педагогических работников и оценки престижности педагогического труда в глазах общественности. Надо заметить, что с 2010 года педагоги и представители общественности отмечают рост престижности и социальной значимости педагогической профессии. Думаю, что это связано с теми мерами социальной поддержки, которые приняты у нас в регионе.- Как я понимаю, мониторинг – это эффективное средство повышения качества образования, принятия конкретных управленческих решений?- Да. Эти материалы являются основой для разработки обоснованных управленческих решений, определения стратегии развития.На основе анализа можно увидеть тенденции развития, обозначить проблемы в системе образования региона, муниципалитета, образовательной организации, разработать рекомендации по изменению ситуации, программы развития, проекты, перспективные планы, осуществить прогноз.- Ольга Геннадьевна, давайте обозначим самые болевые точки ИПК. Что необходимо сегодня менять в системе повышения квалификации?- Если говорить про систему, то первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это правовое регулирование ПК. Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепил норму продолжительности программ повышения квалификации – 16 часов. Я сама принимала участие в обсуждении проекта закона, и мы тогда согласились с доводами его разработчиков, что данная статья закона касается работников всех специальностей (аргумент: зачем рубщику мяса программы ПК на 72 часа, достаточно и 16 часов). Но сегодня встает вопрос: достаточно ли педагогу 16 часов, чтобы повысить свою квалификацию? Несомненное достижение – это установление нормы ПК – один раз в три года. Но если педагог один раз в три года прослушает (или даже освоит) программу на 16 часов, то повысится ли его квалификация? И какая квалификация? Мы в регионе попытались решить этот вопрос, закрепив в региональном положении о плановом ПК норму от 72 часов. Но в условиях персонифицированного финансирования этот вопрос является компетенцией образовательной организации и самого педагога. Думаю, что должны появиться подзаконные акты, регулирующие вопросы ПК педагогических работников (а не рубщиков мяса…).Второе. Систему повышения квалификации по сложившейся десятилетиями традиции обвиняют в монополизме, что, по сути, уже не отражает действительности (во многих регионах реализуется модель персонифицированного финансирования, когда деньги на ПК включены в образовательную субвенцию и направляются в образовательную организацию). Сегодня ИПК включены в конкурентную среду, рынок образовательных услуг. В связи с этим возникает вопрос об ответственности участников этого рынка и качестве предоставляемых ими услуг (часто поступают предложения: программы профессиональной переподготовки на 540 часов за 2 тыс. 400 руб., 5 тыс. руб. и т. д.!) Это же абсурд! Обыкновенная продажа дипломов (они же теперь установленного образца!).Можно подумать, что я ханжа и не соответствую требованиям рыночной экономики? Может быть! Хотя в этой ситуации наш институт очень востребован. Мы чувствуем себя абсолютно конкурентоспособными и прилагаем максимум усилий, чтобы держать марку! Просто хотелось бы, чтобы повышение квалификации не было профанацией и простым формализмом. Я не хочу сказать, что ратую за возвращение аккредитации в системе ПК, но полагаю, что какая-то регламентация деятельности таких организаций должна быть (особенно если речь идет о педагогической деятельности).И третье. У нас в регионе приоритет отдан непрерывному профессиональному образованию. Уже создана региональная методическая служба по сетевой модели. Это моя тема, я ее люблю, но это отдельный разговор.Но что является болевой точкой? Это статус методических служб в муниципалитетах. Все чаще на совещаниях федерального уровня звучит мысль о методической работе на местах, о муниципальных методических службах (ММС)… Но, простите, это что? Какой документ определяет статус методиста, ММС (если она не оформлена как учреждение ДПО со всеми вытекающими проблемами по показателям эффективности и т. д.)?Конечно, за последние годы сделано много. В регионе создана целая команда единомышленников (работники института, методисты в муниципалитетах, члены региональных методических объединений, наши тьюторы, эксперты и др.), энтузиастов своего дела. Спасибо им за это! А соответственно, какие бы задачи перед нами ни ставили педагогическое сообщество, общественность или наш учредитель, мы готовы их решать!
Комментарии