В образовательных стандартах нового поколения существенное место в преподавании школьных дисциплин занимают метапредметные действия.
Под метапредметными, то есть надпредметными, или метапознавательными, действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии.Метапредметные технологии – это наша реальность. В современных условиях четко обозначена роль учителя. Он не транслятор знаний, не урокодатель, а человек, который способен проектировать образовательную среду ребенка и класса в целом. И это понятно, потому что в условиях «кнопочной цивилизации» (всеобщей информатизации и интернетизации) запрос на новые формы работы со знанием, теоретическим мышлением, рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся – необходимость. Наконец, компетенции, развиваемые с помощью метапредметных технологий на метапредметах и на предметах традиционного учебного цикла, – основной показатель результативности образовательного процесса, так как учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Раньше говорили: «Учись учиться», теперь: «Умей учиться». Технология, в которой мы работаем, предполагает самообразование и саморазвитие не только учащихся, но и педагогов.5 лет назад в СЗАО разрабатывалась и реализовывалась программа «Проблемные технологии работы с мировоззрением молодежи» (подпрограмма С как составляющая программы развития окружной системы образования Северо-Запада). Тогда мы прошли обучение в НИИ СГОО у Ольги Глазуновой и Андрея Андрюшкова. Вспоминаю об этом времени с теплой признательностью и благодарностью. Тогда прошла апробация нашего первого занятия «Перспективы российского образования». Педагоги образовательных учреждений Северо-Запада Марина Аксенова (школа №1363), Марина Ланкина (школа №599), Елена Прянишникова (лицей №1571) проводили это занятие. Сейчас понимаю, насколько тогда это было актуально, как это созвучно. Затем работал наш семинар по освоению метапредмета «Проблема» для педагогов округа при координации методистов окружного методического центра. Сценарии занятий можно найти в Интернете. Два года назад была образована лаборатория при ОМЦ «Мировоззрение и воспитание» в составе Ольги Ткачевой (учитель истории школы №1747), нашей группы и Татьяны Трушкиной (учитель истории школы №1399), которая руководит лабораторией.За это время мы создали и продолжаем создавать интернет-коллекцию уроков и занятий, провели проблемно-мировоззренческий форум «Место России в современном мире» для старшеклассников школ №№1363, 1286, 599, 1747, 1399 и лицея №1571. К 65-летию Победы в рамках работы ЭКСПО-2010 мы провели конференцию в этой технологии «Вся правда о партизанах Великой Отечественной». На ней присутствовали учащиеся образовательных учреждений нашего округа и ребята из Белоруссии.По моему убеждению, на сегодняшний день в нашей повседневной педагогике работа по технологии метапредмета «Проблема» остается самой увлекательной и перспективной как для учеников, так и для учителя. Это в самом деле интересно, ведь одно дело натаскивать на части А и В ЕГЭ, а другое дело – работать в пространстве части С. Будучи экспертом при проверке работ по ЕГЭ по истории и обществознанию, я увидела, как немногие выпускники успешно справляются с заданиями уровня С (а многие от них просто отказываются). Работа в этой технологии учит ребят понимать смысл оригинального текста, находить информацию, интерпретировать текст, проводить рефлексию содержания текста, соотносить информацию данного текста со знаниями из других источников, оценивать утверждения исходя из своих собственных представлений о мире.Эта технология предполагает выбор проблемного вопроса (в сфере истории или обществоведения), выбор темы («Гражданская война», «Декабристы», «Перспективы российского образования», «Роль России в современном мире»). Самое увлекательное и очень трудное – выбор текстов, вот где учителю приходится переходить Рубикон – подобрать оригинальные, неадаптированные тексты. Мы проводим отбор и структурирование учебного содержания, организуем свою деятельность и деятельность учащихся, налаживаем учебные сотрудничества (работа тьюторов). Замечу, работа над текстами для учителя – это своеобразные курсы повышения квалификации: ты сам должен быть весьма компетентным по тому или иному вопросу. Для нас это тесное профессиональное сотрудничество, строгая экспертиза. Это трудная работа, требующая дополнительных усилий, но она оправдана результатом, и в первую очередь для учеников.Для детей знакомство и работа с оригинальными текстами – это формирование научного типа мышления и создание нового уровня мотиваций – стратегии создания мотивации знания (это то, о чем говорится в стандарте). Раньше мы стимулировали познавательную потребность с помощью обильной наглядности, музыкального и художественного оформления, особенно на открытых уроках, теперь в приоритете строгая классическая работа с текстом, работа интеллекта. Это разумно и даже выгодно. Все это можно использовать учащимися для достижения собственных целей, развития своих знаний и возможностей, активно участвовать в жизни общества. Учащиеся работают в группах, они децентрализованы, строят свои действия с учетом своих интеллектуальных партнеров в группах, понимают относительность мнений. Они инициативны, добавляют недостающую информацию с помощью вопросов, способны интеллектуализировать противоречия и разрешать существующие проблемы. Чем больше учителей найдут себя, удовлетворение от этой работы, тем больше пользы мы принесем современному ученику. Ведь в целом эти технологии работают на то, чтобы из наших ребят получились цельные личности, способные принести реальную помощь своему Отечеству.
Комментарии