Я, к сожалению, не помню, что конкретно обещал министр Ливанов в своей инаугурационной речи. По-моему, говорил он о том, что приложит усилия к уменьшению количества бумаг и отчетов в школах, к сохранению учительских зарплат на достойном уровне, к прозрачности ЕГЭ, к повышению престижа учительской профессии и как следствие – к привлечению в школу молодых специалистов.
Бумаг меньше не стало. Ни от одного отчета нас не освободили за минувший год. Нас заставляют планировать работу на год вперед, но сами же то и дело нарушают это планирование. Огромное количество проверочных (срезовых) контрольных работ, два пробных и одно итоговое сочинение – привели к тому, что у предметников в первом полугодии пропало множество часов. Как теперь соответствовать тематическому планированию? С нас требуют соответствия, но никто не подумал о том, что расписание будет жестоко корректироваться, никто не позаботился о восполнении пропавших уроков. Очень много стихийного и непродуманного в организации – и это идет от министерства. Школа должна бросать все свои планы и выполнять требования начальства. Как, за счет чего – это никого не интересует. Мы лишь исполнители. Все это отражается на обстановке в школе, на самоощущении учителя – он чувствует себя всем должным и обязанным и ни на что не имеющим права. Причем тенденция несвободы лишь усиливается с каждым годом. Зарплата тоже в нынешнем году уменьшилась, причем никто не может внятно сказать, почему это произошло. Я уже не говорю о ничтожных размерах базовых ставок, которые, мне помнится, министерство обещало пересмотреть. Они как были, так и остались мизерными. Нельзя считать нормой полторы или две учительские ставки – это противозаконно. Лукавство ставить доход учителя в зависимость от размера надтарифного фонда. Сегодня он есть, завтра его не станет, и что?В школы так и не пришли детские общественные организации. Создаваемые по разнарядке управлений работают формально, дети и воспринимают их соответственно – они умеют отличать живое дело от мертворожденного. Да, потихоньку набирает обороты волонтерское движение, но далеко не везде, потому что зависит оно исключительно от личной заинтересованности отдельных педагогов. Где нет энтузиаста, нет и волонтерского движения. ЕГЭ тоже вызывает множество вопросов. Требования все более усложняются, а программы по предметам все более сужаются. Нет никакой корреляции между школьными программами и требованиями ЕГЭ. Так не лучше ли отдать ЕГЭ вузам? Пусть себе готовят к вступительным экзаменам, а мы будем заниматься развитием и воспитанием. Нельзя заменять работу педагога сплошным натаскиванием. Уроки истории и обществознания должны давать детям картину мира, формировать мировоззрение, развивать культуру мышления, способствовать речевому развитию. А мы вынуждены все устные виды работ заменять письменными – это неправильно, недальновидно. Мы готовим детей к ЕГЭ, но не готовим к жизни. Профессия учителя не стала более престижной. Молодые учителя в школу приходят, но не задерживаются надолго. И дело не только в небольших зарплатах, скорее в предлагаемых им условиях. Молодые не хотят чувствовать себя бесправными и несвободными, и я их понимаю.
Комментарии