search
main
0

Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель мэра Москвы по образованию и здравоохранению: Педагог – центральная фигура в нашей системе ценностей

Учитель – одна из самых важных профессий города. Его можно сравнить с духовником, с наставником. Это самый главный авторитет для родителей, для общественности. Очень важно, чтобы действительно наше московское образование продолжало и развивало те традиции, которые наработаны в предыдущие годы, чтобы роль образования, воспитания, роль учителя приумножались год от года.

1 сентября наши школы и дошкольные учреждения, вузы приняли большое количество москвичей. 389 тысяч малышей пришли в систему дошкольного образования, 757 тысяч школьников придут в ОУ, более миллиона студентов-первокурсников пришли в вузы, расположенные на территории города. Москва – город образования и город воспитания, поэтому здесь сосредоточены самые серьезные силы – педагогические, воспитательные, у нас есть огромный ресурс, огромный потенциал. Я надеюсь, что мы сегодня обладаем достаточным профессионализмом, чтобы разумно в интересах каждого ребенка, каждого учащегося использовать то, чем мы обладаем. Москва действительно сегодня повернулась в сторону образования, увеличение сумм, отпускаемых на финансирование образования, на 28 процентов – это очень ощутимо. Но это и нагрузка на нас, потому что разумное освоение денег, разумное их использование – огромный труд. И как мы поняли в этом году, это серьезная работа, которую нам придется выполнить, серьезно обдумывая каждый шаг, чтобы все ресурсы использовать самым оптимальным образом, чтобы каждый рубль давал максимум эффективности результата для каждого учащегося.У нас одна большая цель – чтобы все дети, которые приходят в московские образовательные учреждения, вырастали социально и профессионально успешными. Вся наша работа подчинена именно этой цели.Мы можем похвастать результатами прошедшего учебного года, нам есть чем гордиться.Мы имеем 7 победителей международных олимпиад, и это очень хороший результат для московского образования. У нас есть победители олимпиад по информатике, физике, биологии и математике. Каждый четвертый победитель Всероссийской олимпиады – это ученик московской школы. 551 выпускник московской школы получил настоящие 100 баллов по ЕГЭ, и это результат хорошей московской добротной системы образования.Мы можем сказать, что наши результаты по литературе, по физике, по иностранным языкам существенно превышают среднероссийские показатели. Число стобалльников по этим предметам значительно превышает 20 процентов от всех стобалльников России. Это достойный результат. Но мы можем сделать больше. Поэтому ту систему, которую разворачиваем, должны видеть всю, комплексно. Мы хотим сегодня активно закупать оборудование, и это очень здорово. 1388 кабинетов биологии, физики, химии и других предметов мы закупаем для школ, но мы должны увидеть результаты использования этого оборудования. Это должна быть не картинка, не показуха, это должно быть в каждом классе, абсолютно точно и четко использоваться педагогами. Есть все возможности для повышения квалификации, для сопровождения в ежедневном режиме. Все педагоги должны очень внимательно относиться к тому ресурсу, который мы получили, и сделать так, чтобы это сказалось на результатах нашей работы. Мы можем реально приумножать наши результаты, в Москве для этого есть все возможности.Я призываю всех внимательно относиться к тем средствам, которые Москва выделяет на ремонт и благоустройство. Это действительно большие деньги – 15 млрд рублей. Нужно думать о разумном использовании этих средств.Хозяйственная жизнь школы – это тоже важно, это тоже часть нашего образования. Если нам плохо делают ремонт, если школа находится в неудовлетворительном состоянии, это плохо для образования и воспитания ребенка. Нормальная среда – часть воспитательного процесса. Нам нужно думать о том, чтобы каждый рубль, вкладываемый в капитальный и текущий ремонт, тоже эффективно работал на нашего ребенка и на нашу систему образования.Нам нужно подумать о новом учебном годе уже сейчас, чтобы не потратить впопыхах огромные средства, чтобы у каждого учебного заведения был план приведения в порядок образовательного пространства. Школа должна подумать, что удобно, что неудобно, что годится, что не годится, как сделать все рационально, эффективно для ее работы.Мы много работали над программой развития образования Москвы на 2012-2016 годы в течение весны. Концепт программы сложился, получился, проект программы внесен в Правительство Москвы, у нас очень мало времени для того, чтобы каждый педагог мог сказать что-то свое, дополнить программу содержанием, которое необходимо с его точки зрения. Педагоги каждый день работают с детьми, они понимают образовательный процесс, как никто другой. От каждого слова педагога, от его участия в неформальном обсуждении зависит итог – то, какой программа будет, какие цели мы перед собой поставим, будем реализовывать на протяжении ближайших пяти лет. Серьезные вызовы, с которыми столкнемся, прежде всего вызовы демографические. За пять лет численность дошкольников в Москве увеличится как минимум на сто тысяч, а число школьников – на 150 тысяч. Это очень серьезная задача, и мы должны расти не только содержательно, но и масштабно. В Москве несколько программ, в них многое предусмотрено, но все программы должны быть между собой очень четко состыкованы, население не должно чувствовать неудобства. Сейчас мы работаем практически в опережении, мы ищем буквально каждому ребенку место в дошкольном учреждении, но в течение этого года программа развития дошкольного образования должна быть разгружена. 39 районов Москвы уже не знают, что такое очередь в ДОУ, они с этой проблемой справились. Но это пока, к сожалению, только 39 районов из 125 районов Москвы. Мы должны сделать все для того, чтобы москвичи не испытывали проблем с местами в дошкольных учреждениях, ДОУ должны быть готовы к приему первоклассников, численность которых растет год от года. Все дети должны учиться в комфортных условиях, детям должны быть созданы все условия для их образования и воспитания.Очень важная часть нашей программы развития образования – инклюзивное образование. Об этом мы все время говорим, уделяем этому огромное внимание. Программа рассчитана как по численности учащихся, так и по формам их обучения. Система инклюзивного образования будет развиваться, для тех детей, которые нуждаются в таком образовании, в специальной дополнительной поддержке, все нормативы финансирования выстраиваются особым образом, они, естественно, повышены. Реализация этой программы должна идти теми темпами, которые в ней заложены. Информатизация сейчас идет повсеместно, до конца 2011 года широкополосным Интернетом будут охвачены все школы. Нужно использовать все на сто процентов для учебного процесса, нам дана возможность, мы эту возможность должны использовать для каждого ребенка.Москва – особый город с уникальными культурными возможностями и традициями, тут мы можем дать ребенку гораздо больше, чем в любом другом городе России. Поэтому я призываю педагогов неформально относиться к теме городской среды. Мы будем активно содействовать, чтобы педагогам было комфортно приглашать певцов и музыкантов, артистов и художников, тех, кто живет рядом с нами, тех, кто творит в нашем городе. Их должны видеть дети. Нужно ввести в повседневную практику школ проведение музыкальных и литературных концертов с участием лучших деятелей культуры, школа и городская культурная среда должны быть едины. Мы должны понимать, что если этот ребенок учился в Москве, то он знает нашу культуру, московских артистов, причем не только по выступлениям на телевидении, а с ними встречаться. Это обязательная часть нашей культуры, нашего образовательного пространства.А теперь о самом главном. У нас ничего не получится, если в центре всего нашего образовательного процесса, нашей реформы не будет стоять педагог. Очень важно, что мы сегодня внимательно следим за уровнем оплаты труда учителя. Задача, которую мы поставили, – уровень оплаты труда педагога должен быть не ниже средней зарплаты по экономике города. Мы приняли постановление Правительства Москвы об увеличении зарплаты педагогов-дошкольников (не будем кривить душой – они отставали от уровня оплаты труда в системе столичного образования). Но уровень оплаты труда должен иметь оборотную сторону – мы вправе рассчитывать на серьезную отдачу, мы должны видеть усилия педагогов в повышении их квалификации.Как я понимаю, за Правительством Москвы дело не стоит. Даже самые серьезные задачи, которые мы сегодня ставим перед педагогами, успешно решаются, мы видим это на примере пилотного проекта: переход на нормативно-подушевое финансирование, на НСОТ. Идет серьезная работа. Педагоги были и будут центральными фигурами в Москве, в нашей культуре, в нашей системе ценностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте