Россия вступает в третье десятилетие своей новейшей истории, продолжая реформирование институтов государства и общества. Осуществление стратегии страны цель не только современников, но и будущих поколений россиян – тех, кто сегодня учится в высших учебных заведениях, школах, ходит в детский сад. Можно без преувеличения сказать, что судьба будущего России находится в руках преподавателей вузов, учителей школ, воспитателей и будущих выпускников университетов, педагогических институтов и колледжей. Учителя должны принимать активное участие в обсуждении, планировании перспектив развития отечественного образования.
Российские образовательные стратегии, безусловно, нуждаются в модернизации, поскольку в течение последних десятилетий в нашей стране, в мире происходят серьезные геополитические, информационные изменения. Меняются культурные ориентиры, ценности. Неопределенность ценностных систем, девальвация традиций, нарушение глубинных связей между поколениями, высокий темп обновлений в обществе, размывание государственных, этнокультурных, морально-этических границ заостряют вопрос о том, что в ходе модернизации Российского образования чрезвычайно важно сохранение лучших традиций отечественного просвещения, их развитие с учетом современной социокультурной ситуации. Убеждена, что активное участие учителей в обсуждении реформ отечественного образования может как обеспечить преемственность педагогического опыта, так и выработать инновационные подходы к образованию, воспитанию.Где должна измениться система столичного образования? Каково должно быть содержание учебных дисциплин, технологии обучения и методы воспитания? Какими знаниями должен обладать выпускник школы? Какой должна быть современная московская школа, чтобы помочь становлению самостоятельной, активной, способной к самосовершенствованию личности, усвоившей общечеловеческие ценности? Этими и другими дискуссионными вопросами задается профессиональная общественность и пытается дать на них свои ответы. Учительству важно обсуждать проблемы, стоящие перед современной школой, поскольку именно предметники становятся активными участниками реформ отечественного образования. Сегодня возникает необходимость объединения педагогов в общественные организации, так как именно общественные организации – узаконенная форма деятельности профессиональных сообществ. Общественные организации должны стать мощным инструментом влияния, воздействия учительской общественности на разработку новых образовательных стратегий. Задача заключается в том, чтобы научиться правильно пользоваться возможностью диалога учителей и власти.Одна из главных задач федеральных государственных стандартов образования – показать, что главная миссия школы заключается в социальной и профессиональной консолидации сил (общественности, родителей и учителей). Если раньше власть была готова делегировать часть своих функций в области образования общественности, то согласно новым стандартам не делать этого она уже не может. Разработчик стандартов член-корреспондент РАО Александр Кондаков так прокомментировал этот аспект ФГОС: «Очень важный момент – элемент стандарта – то, что родители и органы общественно-государственного управления – активные участники организации процесса. Мы формируем те самые инструменты гражданского общества, которые регулируют взаимоотношения, в том числе и в сфере образования». Примеров подобного взаимодействия множество: принятие школой образовательной программы как некоего договора между семьей, школой и муниципалитетом, решение, по каким учебникам и учебно-методическим комплексам будут заниматься дети. Кроме того, стандарты предполагают договоры и другого уровня, в частности, между Департаментом образования и общественными профессиональными организациями.Год назад было положено начало движению учителей-предметников Москвы и иных работников образования по созданию официально зарегистрированных общественных организаций. Опыт оказался относительно положительным. Задача, поставленная педагогическими ассоциациями, – продемонстрировать возможную роль общественности в принятии тех или иных ответственных решений на уровне государства, региона, округа, расширить формы сотрудничества государства и профессионального сообщества в решении вопросов повышения качества образовательного процесса, в развитии общественно-государственного взаимодействия в системе столичного образования, в росте профессиональной культуры педагога.Деятельность предметных педагогических ассоциаций в прошлом учебном году была направлена на решение некоторых проблем. Члены ассоциаций участвовали в олимпиадном движении столицы, в работе по созданию программы поддержки детей-мигрантов, программы взаимодействия Департамента образования и Департамента культуры, в проекте «Газеты в образовании», сотрудничали с Московским центром качества образования, провели огромную работу по экспертизе учебников на соответствие ФГОС второго поколения.Однако остаются нерешенными острые проблемы, которые волнуют каждого учителя: новая система оплаты труда, новая форма аттестации, реальная готовность школ столицы к введению ФГОС. Решение этого далеко не полного перечня проблем столичного образования невозможно без активного подключения широкой учительской общественности к взаимодействию с Департаментом образования и иными органами исполнительной власти.Есть надежда, что учителям Москвы под силу рассмотрение и подготовка предложений о принятии, изменении, дополнении или отмене законодательных и иных правовых актов в сфере образования. Опыт работы с учителями показывает, что они вполне компетентны в выработке научно обоснованных рекомендаций по проблемам российского, и в частности столичного, образования, в проведении общественной сертификации и аккредитации своих коллег-учителей.Именно для усиления координационной деятельности общественных организаций учителей-предметников и иных работников образования важно создание единого Союза предметных педагогических ассоциаций, что позволит нам, смею надеяться, сделать шаг к гражданскому обществу в России.
Комментарии