Приветствую любой шаг представителей исполнительной власти, идущий на пользу тем, кто учится и учит. В частности, повышение доплат за классное руководство, увеличение надбавок за ученую степень, подключение школ к интернету. Но в текущем году бюджет образования растет медленнее бюджета страны в целом – 26 процентов против 40. Такая бюджетная политика означает намерение войти в информационное общество задом наперед. Хорошо, конечно, что государство решило исполнить роль Джорджа Сороса и выдавать гранты. Но не факт, что при российской бюрократической системе мы сможем избежать политизации, кумовства и, может быть, системы откатов.
Впервые за последние десять лет сокращены бюджетные места для студентов – на 4,3 процента, и это крайне опасный прецедент. При этом стипендии учащихся ПУ и студентов ссузов поднимают до 210 рублей – примерно трех обедов эта стипендия стоит.
Наш комитет против новых попыток приватизации под лозунгом изменения организационно-правовых форм. Конституция ничего не гарантирует тем, кто учится в автономных учреждениях и государственных автономных некоммерческих организациях. Снимается запрет на приватизацию, установленный для государственных учреждений статьей 39 Закона Российской Федерации «Об образовании». Практики приватизации образования не знала ни одна развитая страна с переходной экономикой. Против этого выступают Российский союз ректоров и Профсоюз работников народного образования и науки. Я уже обращался к Андрею Александровичу Фурсенко с вопросом: почему вы, точнее сказать, правительство, не хотите прислушаться к мнению столь влиятельных структур в образовательном сообществе?
Национальными образовательными проектами в России, с моей точки зрения, могли бы стать следующие. Во-первых, восстановление системы дошкольного образования. Во-вторых, возвращение к системе обязательного бесплатного среднего образования. Это поручение президента, но оно не вошло в национальный проект. В-третьих, создание системы социальной поддержки детей и студентов из малообеспеченных семей. Образование должно быть социальным лифтом, который позволяет подняться и занять достойное место в жизни. В-четвертых, переход к общедоступному высшему образованию. В-пятых, восстановление образовательного канала и психолого-педагогический контроль телевидения. И наконец, приравнивание учителя по зарплате и социальным гарантиям к госслужащему. А в качестве первого шага – восстановление положений Закона «Об образовании», отмененных в процессе монетизации.
Нам нужна образовательная политика, которая руководствовалась бы великим принципом ЮНЕСКО: «Образование для всех».
Комментарии