search
main
0

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию: Не балласт, а драгоценная часть человеческого потенциала страны

Н​а мой взгляд, разделы статьи Закона «Об образовании в РФ» в части, касающейся инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, написаны в целом лучше, чем многие другие статьи. Там предполагается, что всем таким нашим детям и студентам будут созданы специальные образовательные условия, положено двухразовое питание, в интернатах – полное государственное обеспечение, соответственно льготы при поступлении в вузы (многие думали, что это невозможно, а оказалось, что возможно, мы это смогли пробить), социальные стипендии, увеличенные в полтора раза для тех студентов, которые учатся на бюджетной основе. Это вовсе не значит, что все проблемы в этой области решены, мы это прекрасно понимаем.

Если еще пару лет назад в моей депутатской почте преобладали, например, письма такого содержания: «Хотим, чтобы наши дети с инвалидностью учились вместе со здоровыми детьми, а нам такой возможности не дают!», и мы отправляли запросы в разные регионы, то в последнее время в депутатской почте преобладают другие письма: «Хотим, чтобы наши дети учились в специальной коррекционной школе или воспитывались в специальном коррекционном детском саду, а нам такой возможности не дают!» Дело доходит до абсурда: в одном городе недавно обсуждали опыт объединения школы для незрячих со школой для глухих (а в этих школах самый сложный вид коммуникации среди ребят с инвалидностью), в другом городе школу для глухих объединяли почему-то с училищем связи – наверное, хотели, чтобы связь была в удовольствие, как в известной рекламе. К сожалению, такие примеры существуют.Позиция депутатов Госдумы РФ, которая совпадает с позицией Министерства образования и науки РФ, заключается в следующем: нам нужно, чтобы всем детям были созданы специальные образовательные условия, мы полагаем, что право выбора, в каких учебных заведениях (в коррекционных или инклюзивных) учить своих детей, принадлежит родителям, ведь это так и записано в Законе «Об образовании в РФ», другое дело, что это реализуют не всегда, мало того, это написано в письме МОН РФ еще в 2013 году, и это совершенно правильная позиция: обе системы должны развиваться параллельно. Да, нет сомнений в том, что в России будет развиваться инклюзивное образование, как в мире, это направление, что называется, магистральное, но мое убеждение – мы все в образовании должны придерживаться того же принципа, какого придерживаются наши коллеги в медицине: «Не навреди!» Поэтому развитие инклюзивного образования должно быть постепенным, эволюционным, с подготовкой условий, с учетом мнения родителей. Мы сейчас обсуждаем поправки в Закон «Об образовании в РФ», одна из этих поправок, которую мы предварительно согласовали, заключается в том, что ликвидация специальной коррекционной школы или детского сада возможна с согласия родителей, выраженного решением их общего собрания. Если родителей убедили в том, что в другой системе их детям будет лучше, в добрый час. Вообще мы полагаем, что в образовании, как и в жизни, то, что по любви и согласию – хорошо, то, что происходит в результате насилия, – скверно.Люди с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ОВЗ, – это не балласт страны, это часть нашего драгоценного человеческого потенциала. На Общественном ТВ я веду передачу «От прав к возможностям», она посвящена тому, как юридические нормы использовать на практике. На «Радио России» я веду передачу «Равные среди первых», посвященную в Год литературы людям с инвалидностью в литературе: оказывается, в ряду знаменитых людей – Гомер, Мильтон, лорд Байрон, Гейне, Стивенсон, Иван Козлов. Кстати, Михаил Исаковский – незрячий поэт, написавший одну из трех самых знаменитых в мире российских песен – «Катюшу», я сам до недавнего времени не знал, что это был поэт, практически с определенного возраста лишенный зрения. Когда в нашей передаче мы дошли до Достоевского, нам сказали, что так, пожалуй, мы всех запишем в инвалиды. Но с нашей точки зрения, то, что у Достоевского была эпилепсия, но он стал величайшим писателем в мире, никак его не унижает, а скорее наоборот: несмотря на тяжелую болезнь, он стал одним из величайших писателей.Мы с интересом изучаем зарубежный опыт инклюзивного образования, но и в России есть собственный, во многом уникальный опыт, который может вызвать интерес наших зарубежных коллег. Это Бауманский университет, который обучает будущих инженеров – глухих или с нарушением слуха, это специализированная Академия искусств, это Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный гуманитарно-экономический университет высшего инклюзивного образования, многие другие учебные заведения. Наша задача – сохранить все то лучшее, что есть и было, а вместе с тем открыть дорогу развитию инклюзивного образования. Люди с инвалидностью могут все, или почти все, им только надо помочь, и обязательно вовремя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте