search
main
0

Олег РОЙ: Я люблю создавать новые галактики для детей!

Олег Рой один из самых популярных прозаиков двух последних десятилетий. А все потому, что его читают и взрослые, и дети. Ему покорились самые различные литературные жанры – от детектива до детской сказки. Его сюжеты затягивают, а богатство воображения поражает. А еще удивляют его наблюдательность и жизнелюбие, неутомимость и вера в лучшие человеческие качества. «Учительская газета» узнала, как попадают в писатели из психологов, важен ли комфорт для полноценного творчества, откуда приплывают сюжеты, о роли учителей литературы в формировании читательского вкуса, о новых романах и о многом другом.

Олег РОЙ
Фото из личного архива Олега РОЯ

 

– Олег, вы окончили психологический факультет Магнитогорского педагогического института по специальности «педагог-психолог». Как получилось, что вы стали писателем? Вообще есть ли взаимосвязь между этими профессиями? Можно ли сказать, что писатель – тот же психолог, только терапевт человеческих душ?

– Абсолютно верно! Писателя действительно можно назвать терапевтом человеческих душ, и подтверждение этому я каждый день наблюдаю в своих социальных сетях, когда совершенно разные люди в комментариях пишут о том, как мои книги помогли или помогают им в разные непростые периоды жизни. Кому-то дарят надежду на лучшее, кому-то дают возможность найти ответ на давно мучившие вопросы. Для меня как для автора счастье читать подобные сообщения. Что касается образования, конечно же, оно помогает. Но и не только оно, помогают наблюдательность, общение с окружающими людьми, погружение в те темы и проблемы, о которых я пишу.

Больше тридцати лет назад я начал придумывать сказки для своего маленького сына и каждый день с упоением думал о том, что же будет дальше с маленьким человечком Лешиком, которого я придумал. Я уже тогда решил для себя, что ничего, кроме писательской деятельности, мне по-настоящему не интересно. Я люблю создавать новые галактики для детей, люблю создавать героев, придумывать истории, проживать каждый день не только свою собственную жизнь, но и десятки жизней своих героев. Это потрясающее ощущение!

– Вы успели попробовать в литературе самые разные жанры – от психологического романа до сценария для детского мультфильма. Какой из них все-таки самый любимый?

– Абсолютно каждый жанр мне по-своему дорог и интересен. Это всегда определяется моим настроением именно в этот день и в эту секунду. Порой хочется лирики, и тогда меня толкает в объятия сентиментальной или психологической истории, где я вместе со своими героями пытаюсь пережить те моменты и ситуации, которые для меня в настоящий момент либо неразрешимы, либо я просто пробую прикинуть несколько вариантов их решения. Фантастика – это, напротив, яркий интерес, острые ощущения, когда хочется поэкспериментировать со сверхспособностями, поиграть в будущее… Особую любовь испытываю к мистике, она увлекает меня, завораживает, но бывает, что и даются подобные сюжеты достаточно тяжело.

– На эту тему вы рассказывали, как много лет назад писали мистический роман «Старьевщица» и бросили…

– Понял, что не могу его вытянуть, очень тяжелый для меня роман был, пять лет писался, дался мне кровью и потом. Я пробовал много раз оставить его, но не говорил, что это навсегда, так, на время. А тут я сам себе сказал: «Не буду больше дописывать этот роман». И с того времени ко мне каждую ночь приходила старьевщица. Садилась у меня в постели, я просыпался, всегда видел ее силуэт. Она поворачивала ко мне голову, и я знал: как только взгляну в ее глаза, умру. Я очень сильно этого боялся, но всегда все проходило: она исчезала, растворялась. И в себе, внутри, я слышал голос: «Допиши роман. Ты должен. Ты обязан…» И я его дописал. И подобных историй, связанных с работой над мистическими романами, у меня множество.

– А что касается детской литературы?

– Я не устаю повторять, что это мой маленький отпуск. Когда устаю от мистики, от психологических романов и просто от своего насыщенного делового графика, то с головой бросаюсь в свои детские проекты: отправляюсь навстречу приключениям с командой «СуперМЯУ», придумываю новое потрясающее блюдо с Пончиком-Дракончиком, новую историю для Мишки Шмяка и Есении.

– А для кого легче писать? Для детей или для взрослых?

– Для меня в этом смысле нет различий. И в том и другом случае необходим тяжелый и напряженный труд. Причем эти вещи могут быть сопоставимы даже по времени работы. Пусть роман – это целый том, а детская история – всего лишь несколько страниц текста, но, например, на создание вселенной джингликов у меня в свое время ушло больше трех лет. Многие мои романы появились на свет быстрее. Проект «Мечтатели» писался 8 лет, но это уже писался, а задумывался намного раньше. Нет проектов, которые рождаются быстро, сел и записал. У меня так не бывает. Как правило, это процесс, который затягивается на определенное время. Детские книги нуждаются в иллюстрациях, это тоже кропотливая работа – поиск художников и составление библии героев. Я ведь всегда заведомо думаю, какой визуальный ряд будет сопровождать маленького читателя.

– Ваши истории больше вымышленные или взяты во многом из реальности? Часто ли случается, что читатели подкидывают вам сю­жеты?

– Конечно же, у каждой моей книги есть своя история. Будь то история ангела-хранителя, который долго искал по миру девушку, душу которой ему предстоит охранять, или история человека, который через отражение в зеркале пытался вернуть свою молодость; судьба женщины, которая предвидела будущее и предсказала появление Сталина и начало войны, талантливого музыканта, который укрылся за шкафом и просидел там много лет вопреки своей воле… Большая часть историй – это, конечно же, абсолютный вымысел. Что-то написано «по мотивам» жизни и ситуаций, в которые попадали я или близкие и знакомые мне люди. А вот чужие сюжеты не беру никогда, такой у меня принцип, хотя предлагают чуть ли не каждый день.

– Про вашу новую книгу «Неслучайные встречи» сказано: «На обложке каждой из книг серии послание на языке цветов, изображение цветка, символически связанного с текстом. «Неслучайные встречи» выходят в обложке с амариллисом, который символизирует стойкость и возрождение». Что в вашей жизни значат цветы, любите ли вы их дарить сами? А выращивать?

– Да, я люблю цветы. Очень часто сам хожу в магазин и покупаю букеты просто для дома, для настроения. При этом все мои близкие и даже давние читатели знают, что принимать букеты не люблю, поэтому дарить мне их не стоит. Я всегда их тут же кому-нибудь передариваю. Что касается оформления романа «Неслучайные встречи» – такое оформление было задумано давно. Мы с издательством «Эксмо» долго решали, в каком стиле можно было бы переиздать мои лучшие психологические романы, и придумали «Цветочную коллекцию «Страницы любви», где каждой истории присвоили свой цветок, а вместе они составляют яркий букет историй от Олега Роя. Вот такой подарок всем моим читательницам.

– В ваших книгах, в том числе и в последних, и в «Неслучайных встречах», и в «Прости» возникает тема судьбы, неожиданных сюжетных поворотов, не вполне зависящих от самого человека. А вы сами фаталист? Можем ли мы уверенно управлять событиями своей жизни, и если да, то в каких пределах?

– Могу четко и точно сказать, я уверен: судьба есть. Главное – если ты веришь во что-то сверхъестественное, не надо все перекладывать на его плечи… Если кто-то из нас думает, что там, наверху, к нам есть индивидуальное отношение, он ошибается. Ничего подобного нет. Нужно самореализовываться и строить собственную судьбу. Да, я верю в капризы и подарки судьбы, но верю также и в то, что воля и энергия могут изменить ход любых событий. Главное волшебство в нашей жизни совершают люди, которые преодолевают преграды, верят в любовь и ежедневно совершают шаги к своей цели. У каждого человека есть один тончайший инструмент, которым он может изменить судьбу, – воля. Ведь благодаря подаркам судьбы у человека в руках может оказаться все или очень многое, но безвольный человек рано или поздно все это попросту растеряет. И напротив, человек может потерять все, но, если у него есть воля, он снова все обретет, даже больше, чем было раньше.

– В советское время считалось, да и сейчас считается, что в том, каким человек становится, прямо как в песне Высоцкого, виноваты семья и школа. В вашем случае родители и школа как-то влияли на выбор профессии и на ваши жизненные устремления?

– Во времена моего детства мы жили в стране, где взрослые постоянно работали. Поэтому дети очень рано и быстро становились самостоятельными и в большинстве случаев сами определялись со своим призванием, за меня, например, никто ничего не решал. При этом у нас были кружки, секции, было множество интересов. Любовь к книгам пришла ко мне благодаря дедушке, у него была огромная библиотека. Так, он собрал Конан Дойла, Вальтера Скотта, Жюля Верна, Дюма, которыми я просто зачитывался. А то, чего недоставало, брал в библиотеках. Я ходил в три детских клуба – Бибишева, Матросова и Корчагина, и во всех были мини-биб­лио­те­ки. Наш школьный библиотекарь Марья Ивановна очень любила детей, которые правильно относились к книгам. Мне из читального зала давали книги, чтобы я их подремонтировал: подклеивал, обтягивал, делал корешки. Это была для меня интересная работа и плата за эксклюзивные издания, которые мне давали на дом. А уже в старших классах я занимался в театральной студии, где написал свою первую пьесу, совсем детскую историю, но уже тогда мой преподаватель Василий Павлович Щур сказал, что мое призвание не творить на сцене, а писать для нее.

– А какое место среди школьных предметов занимала литература? Вы любили читать?

– К сожалению, с учителями по литературе мне не очень везло, из-за этого интерес к классической русской литературе из школьной программы пришел только в зрелом возрасте, но зато уже тогда я понял одну простую истину: все должно иметь свои время и место. Если тебе что-то не понравилось сегодня, это не значит, что не понравится завтра. Если что-то не шло, я откладывал и знал, что еще вернусь к этому.

– Недавно на телеканале «Рыжий» вышел ваш проект «Шоу Мишки Шмяк». Есть ли то, чего не хватает современному телевидению для детей?

– Я бы сказал по-другому: сегодня детям недостает телевидения, которое было бы ориентировано на них. Да, есть прекрасные детские каналы «Карусель», «Мульт», «Рыжий». Когда вышел мой проект «Шоу Мишки Шмяк», я узнал из комментариев в своих социальных сетях, что далеко не у всех есть этот телеканал. Раньше на всех каналах были какие-то программы для детей, они были такими разными! И мультики показывали, и кинофильмы, была потрясающая программа «В гостях у сказки», были развлекательные, познавательные передачи. Сейчас этого просто катастрофически мало даже в рамках тех детских телеканалов, которые у нас есть.

– Как вы относитесь к довольно замыленной фразе про то, что художник должен быть голодным? Внешнее материальное благополучие влияет на творческую продуктивность?

– Лично для меня деньги – это возможности. В том числе и возможности в творческом плане. Да, нам постоянно с экранов телевизоров говорят о том, что государство поддерживает детскую литературу и кинематограф, но это не совсем так. Я вкладываю в развитие своих проектов не только время, но и деньги. Зачастую сам оплачиваю работу художников и дизайнеров, чтобы на выходе книга оказалась хоть немного дешевле. На свои собственные деньги я не единожды собирал коробки со своими детскими книгами, чтобы отправить их в библиотеки детских больниц и онкологических центров по всей стране. В этом году мы с командой несколько раз отправляли детские и взрослые книги для жителей Донбасса. Так что я не верю в то, что художник должен быть голодным. Хотя бы потому, что голодный человек не может думать ни о чем, кроме еды.

– Поделитесь с читателями нашей газеты своими ближайшими планами.

– Планов очень и очень много! Сейчас я готовлюсь выпускать новые книги в рамках сразу нескольких своих серий. Во-первых, это детективный книжный сериал «Имитатор». Когда три года назад я выпустил эти книги на ЛитРес в электронном виде, они стали абсолютными бестселлерами. Сейчас на бумаге вышли первые две истории, на очереди и остальные. Также продолжаю пополнять серию «Секреты семейного счастья» – это нон-фикшен, книги по психологии отношений. Недавно вышли «99 советов о счастливой жизни», а к весне мы с издательством «Рипол-Классик» готовим подарок всем моим читательницам под названием «100 причин быть счастливой». Есть новости и в отношении особенно дорогого моему сердцу мистического цикла «Семь», в конце ноября вышел роман «Фантомная боль» в полной авторской версии. Ну и, конечно же, не останутся без новинок и юные читатели – готовится к выходу продолжение серии «Приключения Лешика», новые книги в серии «Волшебная лавка Есении» и долгожданное продолжение серии книг «Сказочный патруль», которые ждали своего часа почти два года.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте