search
main
0

Октябрь уж наступил… Хорошо бы хоть раз в году полицействовать, облицеиться, душу дружбою согреть

Царскосельский лицей – уникальное учебное заведение XIX века, изжившее «дух раболепствия» – это очень близко идеям нашей школы, поэтому мы не могли не обратиться к его истории. Откуда взялось это удивительное сообщество взрослых и детей? Что происходило в течение всего-навсего шести лет, давших России такую мощную силу (поэтов, революционеров, декабристов, министра иностранных дел, художника, композитора, основателя Первой публичной библиотеки, наконец, Пушкина, без которого невозможно представить себе русскую культуру). Поиск ответов на эти вопросы заставил нас более 30 лет назад заинтересоваться темой пушкинского лицея. Другой причиной обращения к лицею была попытка приблизить к себе историю «дней Александровых», переполненную историческими и культурными событиями. А как еще это лучше сделать, если не через игру, погружение в эпоху, обращение не только к учебникам истории, но и к людям, к салонам XIX века, балам, занимательным разговорам и событиям?

ервые наши обращения были очень робкими. КВН между учениками и учителями, литературно-музыкальные вечера, на которых пели романсы, читали стихи. Именно с таких лирических вечеров начались наши лицейские праздники, и именно через них начала проходить идея лицейского братства (в нашем варианте тесной связи учителей, учеников, выпускников, родителей). Еще через несколько лет небольшие вечера переросли в литературно-музыкальные вечера, куда мы приглашали музыкантов, чтобы звучала «живая» музыка, художников, делавших вместе с нашими ребятами великолепные декорации, так что школа полностью преображалась в эти дни. А потом появились настоящие театральные действа – лицейские спектакли, которые начали повторять по два раза, потому что желающих попасть на них было очень много – зал не вмещал всех. Стали проходить литературные и музыкальные конкурсы «Зеленая лампа», конкурс «лицейских журналов», открываться всевозможные пространства, связанные с XIX веком: «Летний сад», «Именины в доме Лариных», лицейский университет для старшеклассников и многое-многое другое. Постепенно один день перерос в три, и каждый год мы старались придумать что-то новое, подготовка к этому празднику начиналась чуть ли не с середины сентября. На сегодняшний день нашему лицею уже почти 40 лет. Несмотря ни на какие обстоятельства, не было еще ни одного года, чтобы мы отменили его. Конечно, проведение такого грандиозного праздника требует огромных сил, но тем не менее и прибавляет всему школьному народу – взрослым и детям – нечто, дающее заряд на весь год, а многим и на долгие годы.Из каких же составляющих складываются наши лицейские дни?В первую очередь это оформление. Школа полностью преображается на эти три дня. Кабинеты, коридоры, холлы, первый этаж – все как будто оживает, начинает дышать атмосферой XIX века. Декорации изготавливаются на уроках, в трудовых мастерских, после уроков. Над оформлением работает целая группа взрослых и детей – это их большой творческий проект. Параллельно готовятся декорации и костюмы к спектаклю. «Внешний вид» праздничной недели очень важен. Именно он позволяет «погрузиться» в атмосферу праздника. Причем под словом «оформление» подразумевается именно преображение – школа должна полностью поменять свое лицо: превратиться в лицейский парк или дорогу с верстовыми столбами, картинную галерею или библиотеку – все, что подскажет фантазия. Другой важной составляющей являются, конечно же, всевозможные культурные связи. Мы приглашаем музыкантов, искусствоведов, историков, философов, ученых, преподавателей университетов, которые в эти три дня проводят лицейские уроки для наших ребят, читают им лекции, ведут семинары, причем не только на темы XIX века. Нам важно, чтобы культурологическое пространство в эти дни максимально расширилось, чтобы дети познакомились с умнейшими людьми, почувствовали ценность и прелесть образования, знаний и культуры. Замечательно еще и то, что занятия ведут и выпускники, и родители, что тоже может позволить детям совсем по-иному взглянуть на них и получить повод по-настоящему гордиться ими.Невероятно интересными пространствами являются так называемые проживания. В течение всего времени существования лицейского праздника проживания множество раз преображались. На сегодняшний день это ролевая игра для мальчиков и девочек 7-х классов: «Один день в лицее и в пансионе благородных девиц». Мальчики и девочки в течение целого дня (обычно это суббота, с 8 утра и до 8 вечера) «учатся» в разных пространствах по особой программе. Мальчики, предварительно сдав «вступительный экзамен», занимаются историей, логикой, фортификацией, верховой ездой, фехтованием, экономикой, рисованием, российской словесностью и многими другими предметами, которыми занимались лицеисты в XIX веке. А девочки – этикетом, рукоделием, французским языком, вокалом, танцами… Учеба перемежается прогулками, обедом, подготовкой к вечернему салону, балу, которым и завершается день. Мы стараемся создать такие условия, чтобы наши дети смогли как бы прожить день девочкой или мальчиком XIX века, почувствовать себя отпрыском дворянского рода, которых с детства приучали к мысли об ответственности за свою Родину, за близких и друзей.Подобная игра предлагается и малышам в начальной школе. Восьмиклассники проводят для 4-х классов так называемое домашнее воспитание. Каждый класс делится на «семьи» по 4-5 детей, и у каждой семьи появляется гувернер и гувернантка (восьмиклассники), которые сопровождают их на занятия, водят на прогулку, следят за тем, чтобы «дворянские малыши» вели себя подобающим образом. А другие ребята в качестве «педагогов» и «профессоров» ведут «уроки», которые, конечно, предварительно тщательно готовятся с настоящими учителями. Уроки длятся по 25 минут. В этом году восьмиклассники вели математические игры, шахматы, словесность, этикет, живопись, каллиграфию, немецкий язык. Одна из мам, профессиональная певица, вела уроки вокала. А еще одним приятным тактом игры было посещение кафе-кондитерской, где дети сидели за столиками с белыми скатертями, пили чай из фарфоровых чашек и вели чинные беседы (гувернеры в это время следили, чтобы они не клали локти на стол, подвигали стулья девочкам и вообще соблюдали правила светского приличия). Дети были очень довольны, хотя и отмечали во время рефлексии, что в течение нескольких часов (игра проходила с 9 до 13 часов) выдерживать свою роль было не очень-то легко).А еще нет лицейских дней без потрясающих балов (у нас танцует вся школа), без лицейского университета для старшеклассников, без поездок по пушкинским местам в Москве и последующих конференций, без спектакля, в котором участвуют ученики, учителя, директор, выпускники разных выпусков. Спектакля, режиссером которого в этом году стал впервые один из выпускников. Спектакля, который всегда заканчивается общими песнями, в том числе и той, которую пели лицеисты в 1817 году, оканчивая лицей, – «Шесть лет» на слова А.Дельвига. Нашего лицея не бывает без удивительной атмосферы братства, единства, желания что-то сделать ради «общей пользы» (это девиз пушкинского лицея).Зачем нам лицей? Можно ответить словами Ю.Ф.Карякина, писателя, пушкиноведа, критика: «Лицей – это и есть образ полнокровной и, главное, одухотворенной юности. Это первичная прививка свободы и чести, совести и мужества, идеалов и верности идеалам. Это культура, без которой нет достоинства, без которой трудно или невозможно ориентироваться в этом мире». Нам кажется, что в любые времена все это невероятно важно для воспитания настоящих людей, умных, честных, благородных, в которых всегда нуждается наше Отечество.Из рефлексивных текстов учеников школы:- Лицей – это то, что объединяет всех людей нашей школы. Какое-то клеймо, по которому можно друг друга узнать. Это что-то волшебное, вдохновляющее. Во время лицейской недели мы начинаем понимать значимость нашей школы, ее особенность, ощущаем чувство братства. Это время, когда мы сами становимся особенными, чувствуем и понимаем друг друга. Это то, чего нам потом не будет хватать.                            – Лицей – это возможность. Возможность делать общее дело, делать что-то для других, для школы. Возможность узнать то, чего я не знала раньше, погрузиться в атмосферу XIX века, в атмосферу лицея. Это возможность использовать время с удвоенной, удесятеренной пользой и возможность самому принести пользу.- Лицей в начальной школе – это радость, в средней – обязанность, в старшей – ответственность. И для меня лицей – это ответственность, дружба, тот самый дух. В старшей школе мне стало понятно чувство, которое заставляло Горчакова как последнего живого лицеиста одного праздновать 19 октября.                     – Лицей – лицо нашей школы, это наш школьный патриотизм.- Это очень серьезное событие в жизни моей и моей школы.- Я очень люблю праздники, лицей и Пушкина.                    – Лицей – это когда все улыбаются и когда слово «отдать» становится важнее, чем слово «взять».- Лицей – это невероятно высокая планка жизни, чувств, отношений.- Лицей – это время, когда человеку предоставляется потрясающая возможность научиться настоящей толерантности, ответственности и человечности.Мария СТАРОСТЕНКОВА,учитель школы самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте