Мы беседуем с учителем английского языка Татьяной ТОНКИХ в субботу, она только что пришла с работы. Учебный год-то закончился, но все учителя по-прежнему заняты. Школа №79 города Омска одна из опорных школ для проведения ЕГЭ. Это означает, что нужно подготовить кабинеты, изучить инструкции, выполнить все требования, распределить обязанности. Отдыхать пока рано.
Как она пришла работать в школу? С детства стать учителем не мечтала, но с появления предмета в школьные годы ей очень понравилось изучать языки. Была хорошая учительница, которая объясняла и с помощью наглядных примеров показывала, как много можно узнать о всемирной культуре, об интересных местах, о народах, живущих во всех уголках земного шара. Конечно, поначалу казалось, что обязательно нужно стать переводчиком. Такая романтическая профессия… После окончания школы Татьяна поступила в педагогический университет. И когда проходила практику на последнем курсе, поняла, что это и есть ее призвание, настоящее дело жизни. Важнейшая миссия учителя, считает Татьяна Анатольевна, заключается в том, чтобы вдохновлять, мотивировать, быть рядом.
Татьяне Тонких нравится работать в школе, потому что дети удивляют и радуют всегда. Сначала она преподавала в одной из школ в центре города Омска, но постепенно начала понимать, что совсем не обязательно ежедневно ездить на работу, если и рядом с домом находится учебное заведение. Так, придя в школу №79, находящуюся почти на окраине города, Татьяна Анатольевна узнала, что там уже три года нет иностранного языка. Не могут найти педагогов. И она взялась за дело. Нагрузка около 40 часов, то есть двойная норма, все классы со второго по одиннадцатый, все аспекты. Шесть дней в неделю она находится на рабочем месте с раннего утра и до вечера, фактически это ее второй дом. Она также классный руководитель 6‑го класса, а это множество дополнительных нагрузок и обязанностей, большая ответственность. Судя по улыбке, не сходящей с усталого доброго лица, Татьяна Анатольевна чувствует себя на своем месте.
– Каждый новый день, наполненный положительными чувствами, прекрасен. Школа – это место, где жизнь, с одной стороны, постоянная, традиционная, есть уроки, расписание, учебные планы, контрольные и экзамены. С другой – каждый день эта жизнь наполняется разными новыми событиями, что всегда радует. Видеть и чувствовать, как ребята меняются, взрослеют, развиваются, и осознавать, что ты тоже способствуешь этому, мне очень нравится. Верю в благородную миссию педагога, – делится учительница.
Как она пришла на конкурс? Наверное, к тому моменту, как администрация школы предложила ей попробовать себя в новой роли, Татьяна Анатольевна уже созрела. За плечами большой опыт работы, методические разработки, открытые уроки. Появилось осознанное желание поделиться опытом, увидеть других. Были и награды – почетная грамота Департамента образования администрации города Омска, почетная грамота Министерства образования Омской области.
Татьяна Анатольевна благодарна директору школы Марине Лутониной, всему коллективу. Если учитель участвует в любом мероприятии за стенами учебного заведения, тем более в таком, где неминуемы командировки и, следовательно, отсутствие, нужно организовывать замены, беседовать с учащимися. Татьяна Тонких оживленно рассказывает, как за нее болели ученики, как присылали письма поддержки и просто подходили поддержать добрым словом их родители. По ее мнению, такая моральная поддержка со стороны коллег, детей и взрослых очень важна. Она укрепляет стремление к победе, поднимает настроение.
Многие учителя, показавшие высокий уровень во время конкурса, отмечают одинаковую проблему. Одно дело – открытый урок у себя в классе, где все под рукой. И другое дело – выступление на профессиональном состязании, где все одинаково талантливы, в незнакомой школе, перед серьезным жюри. Татьяна Анатольевна рассказывает, на муниципальном этапе пережила сценический испуг, боялась и волновалась так, что дрожали коленки. Однако в своем профессиональном мастерстве не сомневалась, поэтому быстро справилась с волнением и блестяще провела занятие.
Конкурс «Учитель года» – уникальное событие. Педагог, дошедший до высокого уровня, чувствует себя буквально окрыленным. Немалую роль тут играют дружелюбие, готовность к общению со стороны других участников.
– Мы обсуждали и то, как нам всем пришлось перестраиваться во время пандемии, вести уроки с помощью ИКТ. Мы же не знали, когда снова придется вести занятия из дома или из школы, но перед экраном компьютера, а не перед классом. Учились на лету, освоили новые технологии. Приходилось менять учебные планы, приспосабливаться к новым методам и методикам. Для себя я поняла, что информационно-коммуникационные технологии очень полезны в преподавании любого предмета, но все же никакие сессии через Zoom и другие платформы не заменяют личного общения. Когда класс перед тобой, ты ясно видишь и слышишь всех разом. Тут все в порядке, здесь надо помочь. Да и ребята ощущают необходимость в живом диалоге, – говорит Татьяна Тонких.
Беседуя, плавно переходим к применяемым Татьяной Анатольевной методикам. Она говорит, что уважает традиционные подходы – чтение и перевод текста, грамматику, ролевые игры, круглые столы. Ей нравятся используемые учебники. Но, как всякий одаренный и увлеченный своим предметом человек, постоянно разрабатывает новые приемы. Например, сочиняет комиксы, где герои – это ее ученики. А потом учит ребят, чтобы они могли продолжить любую историю самостоятельно. Пишет собственные уроки, у нее есть сайт, где выложены все разработки. Считает, что обязательно нужно не просто рассказывать учащимся об истории их родного края, но и учить их самих говорить о своей малой родине по-английски.
Вспоминаю свой опыт. На уроках со старшеклассниками, на занятиях с учителями на курсах повышения квалификации я предлагала выполнить простое упражнение. Объяснить на английском языке, как пройти от остановки транспорта до вашей школы и кабинета. Ответить на вопросы, когда был основан ваш город или населенный пункт, что в нем особенного. Слушатели часто «зависали», и потому я создавала собственные разработки, планы уроков.
– Нужно учиться вместе с детьми, – считает Татьяна Тонких. – Постоянное развитие учителя, желание самосовершенствоваться передаются от нас детям. Учитель должен уметь общаться с детьми на равных.
По ее мнению, все дети обучаемы, пусть и по-разному. Кому-то все дается легче, кто-то с трудом справляется с несложными заданиями. Главное, чтобы ребята хотели учиться. Для этого нужно поддерживать интерес к предмету, донести до всех учеников его значение в современной жизни, привести примеры того, как они смогут использовать полученные в школе знания в дальнейшем. Важно учить самостоятельности, развивать мотивацию. Если детям интересно на уроках, проблем с дисциплиной не возникает.
Побывав и победив на разных этапах, Татьяна Анатольевна сделала интересный вывод. По ее мнению, конкурс профессионального мастерства способствует развитию мощной профессиональной и личностной рефлексии:
– Я стала думать, что еще могу сделать, чего могу достичь. Постоянно совершенствуюсь в профессии, в предмете, участвую в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, сдаю международные квалификационные экзамены. Никто с меня их не требует, но мне самой хочется проверить свой уровень, убедиться, что я расту как педагог. Мой собственный профессиональный рост способствует росту моих учеников, достижению ими образовательных результатов. Мои ученики – призеры олимпиад, победители, лауреаты научно-практических конференций и просто успешные люди, ставшие востребованными гражданами нашего общества.
Остается ли время на чтение или спорт? О чем мечтается? Чего хочется? Татьяна Тонких начинает отвечать, и мы обе смеемся. В Сибири говорят, что мы (уроженцы) начинаем ходить на лыжах раньше, чем научимся ходить. Так и есть, учительница любит коньки, лыжи. Конечно, любит путешествовать, мечтает поехать в Петербург, походить по музеям и просто по улицам Северной столицы. Любит читать по-русски, ведь целыми днями у нее английский язык. Конечно, отечественную классику. Еще читает романы Дэна Брауна, привлекают его идеи, увлечение ребусами и загадками, которые приходится разгадывать всем героям. Я вспоминаю рассказ знакомого о том, что творилось вокруг Лувра в Париже после выхода книги и фильма «Код да Винчи». Толпы туристов собирались вокруг стеклянной пирамиды – входа в знаменитый музей, простукивали пол, пытались найти тайные ходы, придуманные автором. Также Татьяна Анатольевна успевает посещать курсы испанского языка, хочет освоить еще один язык. Испанский ведь распространен не только в Европе, но и во всей Латинской Америке. Интересно было бы увидеть экзотические места и пообщаться с живущими там людьми, а потом поделиться новыми знаниями с учениками.
Нина КОПТЮГ, Омская область
Комментарии