search
main
0

Оковы? Нет, крылья!

Сейчас учителя представляют человеком, который только и думает, как бы побольше набрать часов (если это в крупной школе) или бежать после основной работы на заработки, не важно на какие: дворником, разносчиком телеграмм, на рынок торговать… Примеров множество. Но при чем тут Учитель? Это пишут про людей, которые, работая в школе, всего лишь что-то преподают, не более, а потому являются урокодателями.
А Учитель, перед именем которого только с позволения можно “преклонить колени”, остается учителем. У него нет свободного времени на другую работу.
Я хорошо знаю жизнь сельского учителя в школе, где уроков и на ставку-то не наберется. Приходится ему учить и истории, и географии, и физкультуре… Он всему учится сам и всему же учит других. На Руси такие сподвижники всегда были в почете, хотя всю жизнь оставались бессребрениками.

Другим учитель быть не может. Ему присущи все нравственные принципы – профессия обязывает. Потому что нельзя быть в стенах школы одним, за дверью класса – другим.
– Нет сегодня таких учителей, – скажете вы.
– Есть, – утверждаю я. На них и держится школа – вчера, сегодня, завтра.
Трудно, почти невозможно сейчас устоять перед соблазном завысить оценку за “отблагодарю”, учить на уроке, а не на дополнительных занятиях, оплачиваемых (а что, законом разрешено!). И все же Учитель сохранился. Примеры? Есть и примеры. Из сельской школы поступают мальчишки в технические институты. Репетиторов на селе нет. Есть учитель математики. И учит он – на уроке.
Дали учителю путевку в санаторий (бесплатно на юг, к Черному морю). В Алуште он отдыхает, лечится, ходит и ездит на экскурсии, а также… пополняет гербарий растений, которые не растут в Архангельской области, собирает коллекцию камней с берега Черного моря,таких нет на Белом море. Везет эти экспонаты-сувениры для учеников. Он не математик, не лирик, не ботаник и не географ. Он – Учитель.
Привелась оказия в Петербурге побывать. Дела сделал, посмотрел, посетил ряд музеев. Что смог, сфотографировал, купил “проспекты”, свои впечатления записал в дневник. И в школе оформил с ребятами фотовыставку. Конечно, с рассказом о городе и его музеях. Он – Учитель.
Не курит, не пьет, матом не ругается, скандалы не закатывает. Дети его родные в школе “хорошисты”. Потому что как же по-другому? “Сначала научи и воспитай своих, потом наших”, справедливая логика жителей деревни. “Им хорошо, у них родители учителя”. Не знают ученики, как дается это “хорошество” детям учителей.
Это в идеале. Так живут учителя, вернее, стремятся к этому. Но не может женщина, пусть и семи пядей во лбу, быть одновременно прекрасной женой, хозяйкой, матерью и Учителем. На что-то не хватает физических сил и времени. Чаще всего страдает муж, дом, собственные ребятишки . Поэтому нередко разводятся и не выходят замуж учительницы. А любящие мужья смиряются с тем, что жена-учительница для него плохая любовница. Для любви нужно время. Скоро и завтраки и обеды переходят в ведение мужа. А когда подрастут дети, большая часть работы по дому перекладывается на их плечи.
И приходится матери-учительнице выслушивать жалобы сына: “А меня в школе зовут Золушкой”.
Педкласс. Новый набор. Первое занятие. Учитель рассказывает с примерами о всех “прелестях” учительского труда. Не менее эффектно говорит и о плюсах профессии учителя, о влиянии его на общество и на свою личность. Из группы никто не ушел. Многие из них стали педагогами.
Поступила девочка в училище. Учительница уверена была в своей ученице. Хороший будет учитель: и умница, и прилежная, и терпеливая, и с детьми находит общий язык.
Встречает свою воспитанницу в октябре. Девочка, не дожидаясь вопросов: “Я ушла из педучилища, перешла в торговый на продавца”. “Но там же придется воровать (простите меня, честные продавцы)! – “А я научусь”. Невыносимо тяжело получать учителю такие “уроки жизни”.
Приняли молодого специалиста (заочницу пединститута) предметником. Пошли они с классом в поход. Там у костра вместе с ребятами грелись сорокаградусной, курили и вели соответственные разговоры о “воспитании”. При объяснении с директором заявила: “А что вы хотите? Я же с рынка!” Уволили “специалиста”. Лучше ей здесь не работать – меньше вреда для учеников и школы. И что же? Из сельской школы уволили, в городскую приняли.
Вот из-за таких “педагогов” и говорят: “А что, учителя тоже люди!” Люди-то мы люди, человеки. И ничто человеческое нам не чуждо… Но истинный учитель всю жизнь держит себя в ежовых рукавицах. Сначала это неудобно, порой хочется сбросить тобой же принятые нормы бытия. Но с годами твоя работа и звание Учителя становится твоим Я. И где бы ты ни был – в стенах школы, в своем селе, за тысячи километров от родных школьных стен, это никакого значения не имеет. Ты учитель. И в этом твое высшее предназначение.
Надеюсь, что все 43 года работы в школе с честью несу звание Учитель.

Валентина ПОСТОВАЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте