search
main
0

Окно во Вселенную. Если не будет всестороннего познания мира, не будет личностного роста

Несчастливые ситуации бывают подчас весьма парадоксальны. В Международный год астрономии в России не прошел аттестацию именно учебник астрономии. Он был, по признанию педагогов, действительно скучноват, начинен массой ненужных формул… Но на следующий год проблема не была решена, и астрономия постепенно стала исчезать даже из содержания смежных предметов. О том, чем обернулось для детей это исчезновение, о тайнах космоса и земных проблемах «Учительской газете» рассказал Владимир Николаевич КРУПКО, директор планетария Омского городского Дворца творчества детей и юношества.

Должен быть выборПочему считается, что духовность – это только религия? Географию, физику в школе уже некуда сокращать. В 2009-м, Международном году астрономии, мы потеряли в школе предмет «Астрономия». Никто не виноват. Просто не аттестовали учебник. А на следующий год про астрономию забыли. И все, теперь дети изучают ее чуть-чуть в начальной школе, чуть-чуть в курсе физики – без связи, без преемственности.Зато появились основы религии и светской этики. Пока в четвертом классе, но идут разговоры о том, чтобы ввести этот урок со второго по одиннадцатый. Верить хорошо, если ты никому не лезешь в душу. Но жалко детей. Астрономия – это наука, определяющая мировоззрение, она описывает систему знаний, которые делают нас ближе к миру, природе, что и делает нас духовными. С одной стороны, хорошо – ты поверил, что Бог есть, и он есть. С другой стороны, раз Бог создал мир, уже не надо разбираться, как он функционирует. Зачем, если ты и так знаешь? У детей должен быть выбор. А есть ли он?Уровень эрудиции падает катастрофически. Дети не знают физики. Астрофизик Сергей Попов недавно на конференции в Новосибирске после моего доклада сказал, что не надо возвращать астрономию в школу – будет то же самое, что с физикой. Им будет неинтересно. Но что делать?Экспонаты живые, лекции игровыеНаш планетарий – небольшое помещение в городском Дворце творчества. Есть небольшой телескоп, который за 20 лет купил город. Мы уже вложили в него больше того миллиона, что он стоил. Есть установка УП-2, которую в семидесятых годах перестали выпускать. Больше ни копейки из бюджета. Планетарий с хорошим современным оборудованием мог бы популяризировать и биологию, и физику, и археологию, и массу других наук… В Новосибирске к 50-летию полета Гагарина в космос сумели построить детский астрофизический центр. Добились федерального финансирования, треть добавили город и область в складчину. Перед зданием – солнечные часы, люди приходят сверять время. Здесь проводят уроки, лекции, встречи.Душа планетария – лектор. Ребятишки приходят ко мне. Большая часть лекции проходит в темноте, но вот галактики полетели, и они вскрикивают от восторга! Это эмоциональное восприятие, которое остается, даже когда забываются знания. Я слышу каждого, не даю им уйти в себя. Объясняю, как устроена черная дыра на магнитиках – вот такое состояние нашего современного планетария. Скучно, когда экспонаты мертвые. У меня за стеклом на полках строматолиты, лешательерит из Жиманшина, обломок юпитерианского метеорита. Лекции игровые, и им хочется узнать больше.Астрономия – наука, в которой дети могут делать открытия. Небо большое, астрономы не успевают. Мы помогли научно зафиксировать факт падения мини-кометы в районе омского поселка Чукреевка. Собранные с кратерного поля образцы стали доказательством того, что в пригороде упало космическое тело с орбиты Юпитера.Тайну «серебристых облаков», над которой бьются уже более века ученые всего мира, пока не открыли. Но без детей это сделать невозможно, потому что таинственные небесные тела видны только в определенное время и только на широте Омска, а исследовать их нужно постоянно, не отрываясь от телескопа. Снимая облака, мы нечаянно сняли пролет военного спутника «Молния-М» в 1993 году, теперь он в Энциклопедии космоса.Мы, к сожалению, уже потеряли поколение: 35% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли. 2300 лет назад Аристотель с учениками сидел на холме. Заходило солнце, и он говорил им, что вот эти белые точки, которые висят у нас над головами, – далекие солнца, вокруг которых вращаются планеты, такие же, как наша Земля. И спустя 2300 лет старшеклассники не знают, чем планеты отличаются от звезд… Пока остался кто-то неравнодушный, надо успевать. Планетарий сможет помочь людям в познании мира. Потому что если не будет личностного роста, не будет роста науки, жизни… Сейчас во всем мире строятся телескопы 10-20-50 метров, у нас до сих пор самый большой – 6. Мы делаем открытия на пальцах. А скоро будет не только не на чем, но и некому их делать.Душе не хватает открытийКаждую весну мы проводим ночь тротуарной астрономии. На своих машинах, в свое свободное время вывозим свои телескопы, чтобы каждый мог посмотреть на небо. Ни копейки за это не берем. Но подходят люди в штатском: «У вас две минуты, в 22.00 вы обязаны прекратить работу или будете ночевать в КПЗ!» Или я собираюсь вывезти детей на марафон Мессье. Это международное мероприятие. Когда-то любитель астрономии искал кометы, но ему мешали другие объекты, например туманности. Он создал каталог этих мешающих объектов. И сейчас проводится соревнование, кто за ночь найдет больше. Это заводит ребятишек… Но мне объясняют в Роспотребнадзоре, что у них приказ – не пускать, если температура ниже 6 градусов. Генератор, тепловентилятор, палатки, спальники – все бесполезно: кто вам будет температуру мерить?Повести ребят в поход еще труднее, почти невозможно, во всяком случае легально. Немногие педагоги захотят ради этого вновь бегать в Роспотребнадзор, где им будут объяснять, что скобки должны быть не круглыми, а квадратными, что надо ингредиенты написать не через запятую, а через черточку… Немногие захотят тратить свое личное время, нервы на кучу бессмысленных бумаг. Чтобы привести детей в планетарий, каждый ребенок должен заключить договор с дворцом, а учитель – приехать, взять бумагу, что их здесь примут, в школе сделать приказ. Привезет сюда, а обратно – на общественном транспорте…Недавно 29 ребят все же съездили в метеоритный кратер Жаманшин. 13 километров в диаметре, глубина – километр, под ногами – окаменевшие стволы деревьев, кораллы, устрицы, позвонки динозавров, оплавленное космическое вещество. Смотри, вот тебе физика, биология, химия… Профессор Павел Флоренский, лучший специалист по минералам в России и, может быть, в мире, прямо там читает лекции. Всю жизнь будешь вспоминать! Но вывезти детей на микроавтобусе нельзя. Только на поезде. От Омска до Челябинска, там пересадка на Орск, где ищешь, кто перевезет через границу, затем до Актюбинска. В Казахстане может не быть билетов до Челкара, надо найти машину, которая отвезет вас в пустыню, там и находится кратер. А главное – надо как-то договориться, чтобы эта машина потом приехала за вами.Наши власти обещают шестиметровый планетарий в Омской крепости. Это не планетарий, там показывают кино, ничего не изучают, не исследуют. Через пять минут ребенку становится скучно, через десять он перестает воспринимать информацию. Фильмов хороших не так много, они переведенные, дорогие. Я «Черную звезду» шесть раз смотрел на конференциях. О чем, не вспомню… Городу нужен новый современный планетарий. Никто не против. Но ведь не хватает на зарплаты, дороги. А душе всего хватает? Планетарий – это окно во Вселенную. Что за последние десять лет появилось в Омске для популяризации науки? Торговые центры? А ведь это государственная задача. Если заглянуть в телескоп, станет понятно – уже нет вопроса, есть ли жизнь во Вселенной. А вот останется ли жизнь в Омске?Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте