search
main
0

Окно в Россию

Стоит напомнить, что одна из главных функций Цифровой образовательной среды – автоматизация рутинных процессов (электронный журнал и дневник, систематизация, аналитика, оформление, подсчеты среднего балла и так далее). В Москве все это есть уже давно, причем здесь успели забыть, что такое бумажный журнал или зачем нужно вести одновременно два журнала (как это, увы, есть кое-где в регионах). Данная функция ЦОС понятна всем, кто когда-либо пользовался услугами многофункциональных центров и сервисов «одного окна» при оформлении самого разного рода документов, это происходит гораздо быстрее, проще и легче, чем раньше. Молодые люди и не представляют, что раньше это занимало часы стояния в очередях, требовалось заполнять дурацкие анкеты, собирать справки и т. п.

Другая важнейшая функция связана с попыткой изменить качество образования. Про это говорят гораздо меньше, хотя, мне кажется, именно здесь и заложен главный риск эксперимента. Сегодня в педагогике наблюдается явный уход «гугл-ориентированной педагогики», когда все, что можно найти в Интернете, не имеет смысла заучивать и запоминать, а надо просто уметь находить источники информации и получать ответы на поставленные вопросы. Ученик всегда может обратиться к всезнающему Интернету и все там найти. Именно эту проблему и выявил дистант последних месяцев, когда учителя давали детям задания, а те просто забивали вопросы в поисковики и выуживали из Сети готовые ответы. Все это говорит о том, что процесс обучения следует выстраивать не на запоминании, а на размышлении, рассуждении, творческом осмыслении, коллективной работе, удивлении и так далее.

Так вот, я боюсь, что технологическая составляющая эксперимента будет оторвана от содержательной, связанной с качеством образования и методической поддержкой. И чтобы этого не произошло, крайне важно любые шаги в ходе эксперимента предпринимать только при совместном обсуждении программистов, IT-дизайнеров, ученых и педагогов-практиков, ведущих методистов. И ставку нужно делать на то, чтобы у рядовых учителей появилось желание работать с этой системой. Например, в той же самой МЭШ есть возможность у каждого зарегистрированного пользователя не только брать то, что создано другими, но и создавать контент самому, делиться им, обсуждать, доводить до совершенства.

У кого-то может возникнуть резонный вопрос: почему в числе 14 регионов, где стартует эксперимент, нет Москвы? Мне кажется, тут нет ничего необычного. Дело в том, что столице реализуется уже достаточно давно проект «Московская электронная школа», который вполне самодостаточен, и вряд ли имеет смысл параллельно здесь же запускать что-то альтернативное, всем переучиваться с одного интерфейса на другой. На региональном уровне лучше иметь какую-либо одну систему.

А нескрываемый оптимизм региональных министерств в связи с участием в эксперименте, думаю, тоже легко объяснить. Во-первых, это позволит и в самом деле значительно улучшить материальную базу образовательных организаций, чтобы больше не возникало ситуаций, когда люди жалуются на плохую связь, узкий интернет-канал или устаревшее оборудование. Как мы помним, в середине нулевых, когда стартовал первый нацпроект «Образование», это и правда позволило сильно поднять уровень технической оснащенности наших школ. А во-вторых, что же тут скрывать, раньше региональным министрам приходилось решать эти проблемы самостоятельно, организуя те или иные региональные инициативы и продвигая собственные проекты. Теперь, возможно, будет проще, если поставщики программного обеспечения будут работать централизованно и отвечать за качество подготовленных ими технических решений, их устойчивость в сельских, городских школах, в самых разных региональных условиях.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте