«Профильное образование» – термин, имеющий в педагогической науке разные определения, однако любое его понимание сводится к тому, что это период личностного самоопределения. Именно в системе профильного образования создаются наилучшие условия для того, чтобы учащиеся наиболее полно реализовали свои интересы, раскрыли учебные способности, продемонстрировали творческие возможности, сделали профессиональный выбор.
Не случайно в условиях профильного образования недавние неудачники находят в себе скрытые резервы и начинают удивлять неожиданными учебными достижениями. Многочисленные примеры показывают, что, если дать учащимся возможность концентрировать внимание на образовательных курсах по своему выбору, многократно возрастает познавательная мотивация, что приводит к положительным результатам.Наиболее эффективно задачи личностного развития учащихся решаются в том случае, если созданы условия для активной реализации их возможностей не только в усвоении готовой информации, но и в самостоятельной добыче знаний. В связи с этим адекватной технологией обучения профильным дисциплинам являются учебно-исследовательские проекты. Самостоятельный поиск информации, умение обработать и представить аудитории полученные данные, способность аргументировать формулируемые выводы и делать новые знания достоянием сверстников – важнейшие функции учащихся, получающих образование в XXI веке.Решение этой задачи будет наиболее полным, если школьники овладеют необходимыми исследовательскими умениями, включая готовность видеть проблемы, намечать пути их решения, использовать доступные методы исследования, собирать и обрабатывать экспериментальные данные, представлять и обсуждать результаты, а также формулировать собственные умозаключения. Обучение должно быть построено с максимальным учетом их интересов и дальнейших жизненных планов и обеспечивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, что является основной целью профильного образования.Использование специфики иностранного языка как учебного предмета, а именно его ярко выраженного межпредметного характера, дает возможность ориентировать содержание обучения на выделенный в той или иной образовательной организации профиль. Тем самым иностранный язык выступает как бы средством реализации профильного обучения. При некотором переструктурировании содержания образования и введении за счет этого профильного обучения иностранному языку может быть придана определенная профильная направленность.Московский центр развития кадрового потенциала образования уделяет данному направлению работы особое внимание. Ведь при введении определенной специализации в обучение иностранному языку в соответствии с профилем становится более вероятным достижение порогового уровня обученности школьников, что является несомненным плюсом, так как позволяет выпускникам использовать иностранный язык в выбранной в соответствии с профилем сфере деятельности или в учебе при продолжении образования в среднем специальном учебном заведении или вузе.Более того, реализация профильного обучения на уроках иностранного языка служит определенным фактором повышения мотивации к его изучению, что также способствует превышению порогового уровня.Одним из первых и наиболее ярких примеров такой деятельности стала разработанная сектором иностранных языков МЦРКПО программа повышения квалификации для учителей, работающих в кадетских классах, «Особенности реализации профессионального компонента в практике преподавания иностранного языка».Специально для кадетских училищ и классов совместно с центром (лингвистическим) Военного университета Минобороны РФ была выпущена серия учебных пособий «Язык. Профиль. Карьера» – «Первые шаги в военной карьере» для 5-9‑х классов. Эти пособия сразу стали очень востребованными в московских школах. Например, в кадетском классе школы №1282 «Сокольники» помимо трех обязательных часов иностранного языка в неделю кадеты осваивают навыки военного перевода в качестве внеурочной деятельности по новому учебному пособию. Учитель английского языка обозначает цель данной деятельности как формирование стойкой мотивации к изучению иностранного языка посредством реализации профессионально ориентированного (военного) компонента. Несмотря на разную языковую подготовку, обучающиеся с большим интересом и мотивацией работают по этому пособию.Сегодня в процессе разработки специалистами МЦРКПО уже находятся программы повышения квалификации для учителей, работающих в инженерных и медицинских классах, и программа «Профильно-ориентированное обучение иностранному языку». Активность работы в этом направлении будет и дальше повышаться, ведь именно профильное образование должно стать стартовой площадкой личностного успеха, соединяя дидактические технологии образовательных курсов, педагогические принципы гуманистического образования и возможности индивидуального выбора образовательной траектории учащихся.
Комментарии