Особенных детей сегодня можно встретить практически в каждой образовательной организации. Но эта школа от других отличается тем, что здесь созданы специальные условия для тотально незрячих малышей. Вместе с индивидуальными программами развития и маршрутами реабилитации здесь открыты как специализированные дошкольные группы, так и группы инклюзивного образования, которые посещают особенные дети.
Уникальны и проекты, которые реализуются здесь. При этом все они зона спонсорской поддержки государственной политики образования. Один из них – «Мамина школа». Это летняя выездная школа родительского мастерства для семей, воспитывающих незрячих и слабовидящих детей. Каждое лето специалисты в области инклюзивного и специального образования школы №2107 выезжают вместе со своими воспитанниками и их родителями на Крымское побережье, где проводят экспресс-обучение, мастер-классы и тренинги, одновременно предоставляя малышам возможность восстановительного отдыха и оздоровления. Занятия ведутся в тесной связке «ребенок – родитель – специалист». И это имеет большое значение. Ребенок, чувствуя поддержку семьи, полнее раскрывается, а специалисты наглядно демонстрируют мамам и папам, как правильно обучать малыша ориентироваться в пространстве, выполнять то или иное действие. По словам родителей, такая форма работы очень важна для них. «Мамина школа» помогает им открыть в себе педагога и психолога и увидеть в своем малыше обычного ребенка. Отметим, что, несмотря на то что основу проекта составляют сотрудники и воспитанники школы №2107, «Мамина школа» открыта для всех! Уже в первые годы своей работы она превратилась в международный проект, объединивший в себе семьи и специалистов России, Украины, Белоруссии, Грузии, Прибалтики, Казахстана, Польши. Одной из проблем инклюзивного образования, с которой до сих пор сталкиваются многие образовательные организации, является наличие и подготовка квалифицированных кадров. В нашей школе наряду с учителями-дефектологами, педагогами-логопедами и психологами занятия с особыми детьми проводят специалисты по сенсорной интеграции и арт-терапии.В школе №2107 реализован проект «Звезда надежды» – «Darkroom». Особенность методики занятий в «Темной комнате» основана на том, что дети, имеющие лишь светоощущение, то есть практически слепые, не теряют способности видеть яркие цвета в свечении ультрафиолета. И это очень важно для их дальнейшего развития и реабилитации. На занятиях в темной комнате хорошо сочетается работа всех сохранных анализаторов, что является мощной стимуляцией в обучении незрячих детей общению с окружающим миром и получению от этого удовольствия, а также помогает применять полученные знания в повседневной жизни.Еще одна задача, которая стоит перед образовательными организациями, работающими с незрячими детьми, – научить ребенка с глубокими нарушениями зрения ориентироваться в окружающем его пространстве – в здании и на прилегающей территории. Поэтому вопросы безбарьерной среды решались в приоритетном порядке. Внутренние помещения детского сада оснащены системой ориентиров – контрастными досками с тактильно-рельефным сопровождением и табличками со шрифтом Брайля. А на открытой террасе 3-го этажа была создана прогулочная зона для незрячих детей – адаптационная площадка, где особенные дети осваивают правила передвижения в современном городе. Напольное покрытие площадки оборудовано различными тактильными поверхностями, которые чаще всего встречаются в городе. И ребенок учится различать их подошвами ног. Здесь малыш знакомится с предупреждающими поверхностями: переход, внимание, остановка наземного транспорта, учится ориентироваться в пространстве с помощью специальных рифленых плиток, показывающих изменение направления движения. Получилась не просто «Дорожная азбука» для незрячих малышей, а маленький мир, где и взрослые, и дети с разными возможностями здоровья учатся помогать и видеть друг друга.Двигаться вперед – это значит не останавливаться на достигнутом. Уметь открывать мир особенным детям – это очень почетная миссия. Мы ждем новых воспитанников, которым необходимы наша поддержка, забота и внимание!Олеся ЛУКАШУК, директор школы №2107
Комментарии