Для того чтобы модель современного инклюзивного образования работала и любому ребенку было эмоционально, психологически и физически комфортно в образовательной школе, необходимо, чтобы все участники воспитательного и образовательного пространства, в том числе и родители, были готовы к этому и хотели этого. Только тогда процесс инклюзии будет успешен и результативен. В нашем образовательном комплексе мы к этому стремимся.
Важным приоритетом деятельности является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка в рамках одной группы детского сада или школы. Мы стремимся, чтобы особенности здоровья данной категории детей не препятствовали освоению образовательной программы. Следовательно, индивидуальный подход к каждому отражен в индивидуальном образовательном маршруте или адаптированной основной образовательной программе.Функция сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья возложена на психолого-педагогический консилиум, представленный штатом учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и учителей-логопедов, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом. Построение эффективного психолого-педагогического сопровождения позволяет решать нам проблемы развития ребенка внутри образовательной среды детских садов и школ, входящих в состав нашего комплекса, избежать необоснованной переадресации ответственности за каждого ребенка с ОВЗ внешним службам. Консилиум школы участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка, в случае необходимости вносит коррективы, помогает педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения и воспитания, а также тесно взаимодействует с родителями.Говоря о работе нашего учреждения, следует отметить, что это не только создание технических условий для безбарьерного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательное учреждение, но и специфика учебно-воспитательного и образовательного процесса, которые строятся с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с особыми потребностями. Красной нитью через всю нашу деятельность проходит стремление максимально социализировать этих детей через интеграцию в социум, будь это ребенок с соматическими заболеваниями или нарушениями опорно-двигательного аппарата.Еще с дошкольной ступени образования мы постепенно внедряем наших будущих первоклассников с ОВЗ в стены и классы школы, в которую они пойдут осенью. Мы посещаем уроки, знакомимся с помещениями и традициями школьного здания, участвуем в праздниках; учителя, принимающие детей на будущий год, приходят к воспитанникам дошкольных подразделений, организовывают игровую и досуговую деятельность. Особенно это важно для детей с расстройствами аутистического спектра, для которых изменение привычной среды является огромным эмоциональным стрессом, а каждое новое лицо – это неизвестность.При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как в дошкольных подразделениях, так и в школе применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Огромное значение в работе с детьми с ОВЗ также имеет тот факт, что одни и те же специалисты коррекционно-развивающего направления могут сопровождать детей в детском саду, а затем подхватить их в школе, что создает легкий переход безболезненной адаптации с одной ступени образования на другую. Наша задача – максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.Хочется отметить, что каждый ребенок – особенный. И все же есть дети, о которых говорят «особенные», но не потому, что у них уникальные особенности, а для того, чтобы обозначить их особые потребности, которые мы можем удовлетворить в стенах нашего образовательного учреждения, а не спрятать их (потребности) в специализированных учреждениях или «оставить дома у окошка, наблюдая, как ходят в школу и играют другие дети». Оксана ГМЫРИНА, социальный педагог школы №2092
Комментарии