Открываем глубину музыки и пробуждаем чувства вместе с «Вокализом»
Музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений, развитие идейно-эмоционального восприятия.
И безусловно, развитие способности к восприятию. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать музыкальное искусство, любовь к нему сохраняются на всю жизнь.
Творческое объединение «Вокализ» появилось в школе №1420 в 2000 году. В объединение принимаются все желающие с 7 до 18 лет. Ребята занимаются академическим вокалом, приобщаются к русской музыкальной культуре. Оригинальная образовательная программа рассчитана на три года обучения. Она включает в себя не только теоретические сведения по истории музыкальной культуры, но и изучение ряда песен и романсов с педагогом-музыкантом и концертмейстером. В объединении «Вокализ» работа ведется как индивидуально, так и по группам.
Каждое занятие сольным пением интегрированное – включает в себя как теоретические занятия по истории музыкальной культуры, по музыкальной грамоте, так и практические по вокалу, разучиванию песен и романсов. На каждом занятии намечается и последовательно направляется подготовка к концертам-беседам, которые проводятся раз в полугодие и являются своего рода отчетами о работе и подготовке учащихся. Формы занятий варьируются в зависимости от изучаемой темы: это могут быть беседы, конкурсы на лучшее исполнение одного и того же произведения различными учащимися, походы на концерты вокальной музыки с последующим обсуждением этих концертов.
Педагог не ставит цель воспитать профессиональных певцов, но вокальная подготовка воспитанников должна быть настолько тщательной и правильной, чтобы ребенок, продемонстрировавший хорошие певческие данные, мог продолжить свое вокальное образование в среднем, а затем и в высшем учебном заведении. (Карлен Кардашан окончил Колледж музыкально-театрального искусства имени Вишневской и сейчас продолжает обучение в ГИТИСе на факультете оперного пения).
Музыка – могучее средство эстетического воспитания. От формирования слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством. Именно поэтому учащиеся объединения готовят концерты-беседы для педагогов, учащихся школы и их родителей, где выступают сами и слушают своих товарищей, объясняя ценности исполняемых произведений.
Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности. Сольное пение является органичной составной частью общего музыкального образования.
За годы своего существования учащиеся творческого объединения «Вокализ» подготовили и провели более 40 концертов-бесед. Среди них концерты «Старинный русский романс – минувших дней очарованье», «Я помню вальса звук прелестный», «Вот мчится тройка удалая», концерты, посвященные композиторам XIX века А.Алябьеву, А.Гурилеву, П.Булахову, А.Даргомыжскому, М.Глинке, П.Чайковскому, поэтам А.Кольцову, А.Пушкину, М.Лермонтову, А.Фету, и много других.
Ребята принимают участие в городских и районных конкурсах, таких как «Серебряный голос» (лауреат Анастасия Лаптева), «Эстафета искусств» (лауреаты Анастасия Азман и Альберт Погосян, который к тому же лауреат и городского конкурса «Вершины творчества»). «Вокализ» – дипломант этого конкурса, а также конкурса патриотической песни «Мы этой памяти верны» (ансамбль – лауреат 3‑й степени, а Данила Гуров – победитель).
Одна из важнейших задач педагога дополнительного образования и руководителя творческого объединения – через красоту музыки и поэзии найти путь к доброму сердцу ученика, раскрыть его духовно-нравственные возможности и творческий потенциал.
Изучение и знакомство с творчеством русских композиторов и русских поэтов – прекрасное средство для решения этой задачи. Беседы, специально организованные вечера не только знакомят учащихся с эпохой, творчеством композиторов и поэтов, их эмоционально-образным языком, но и пробуждают лучшие возвышенные чувства, ведущие к вершинам интеллектуального, эстетического, патриотического и духовно-нравственного развития учащихся.
Прекрасная музыка и поэзия русских романсов – окно в мир красоты и добра, через которое учащиеся видят и познают мир и самих себя. Они приучаются прислушиваться к своим ощущениям, к своему состоянию, определять свое отношение к явлениям природы, к поступкам человека, открывать все новые и новые духовные ценности. Мы стремимся воспитать у учащихся чуткость и бережное отношение к ценностям мировой культуры.
Каким будет XXI век, зависит от того, каким будет сегодняшнее подрастающее поколение. Они хозяева будущего, судьба этих хозяев в руках педагогов, назначение которых – воспитывать в каждом ученике человека и гражданина, развивать его духовные силы, нравственный и патриотический потенциал, творческое начало.
Валентина ЗАГРЯЖСКАЯ, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Вокализ» школы №1420
Комментарии