В 2004 году Министерство образования и науки РФ подписало с руководством Евросоюза договор о реализации социального проекта «Дети и молодежь группы риска», в котором участвуют три региона России: Псковская и Ленинградская области, а также Республика Адыгея.
В основе проекта разработка, апробация и внедрение в широкую практику эффективных методик работы с детьми и молодежью группы риска, обучение их важным социальным и жизненным навыкам. Но это не все – авторам проекта очень важно выстроить системы межведомственного взаимодействия в процессе социализации молодых людей, обеспечить им юридическую, медицинскую, социальную и иную поддержку.
В Майкопе были отобраны несколько пилотных учреждений – школы №9 и 13, вечерняя сменная школа №1 и спецучилище. В каждом учреждении были сформированы группы учителей и учеников, у каждого участника – свой социальный проект. Выполняя его, учителя и дети решают конкретные проблемы, актуальные для школьного сообщества. СпецПУ №1 реализует проект «Окно в мир», потому что его воспитанников важно обучить социальным навыкам и подготовить к самостоятельной жизни. Мечта училища – выстроить силами воспитанников «Дом на полпути», в котором они бы жили, поддерживали контакты с воспитателями и постепенно входили во взрослую жизнь.
Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1 назвала свой проект «Стань успешным». Для ее учеников очень важна система профориентации, профподготовки и трудоустройства. Проект развивается с учетом того, что вечерняя школа – школа особого типа, нуждающаяся в сотрудничестве с другими школами и социальными службами Майкопа.
Средняя школа №9 избрала очень трудную, но очень современную тему: «Информационные и альтернативные технологии в социализации детей групп риска». Тут создают ситуации «вызова», способствующие повышению мотивации к развитию, обучению и творческой направленности, разрабатывают эффективные формы сотрудничества учителей и учеников на основе совместной проектной социальной деятельности, учат детей работать в команде, используют информационные технологии в преподавании социализирующих предметов и в воспитательной работе.
Проект средней школы №13 «Время созидать» предполагает вовлечение родительской общественности в работу с трудными детьми. Школа придает огромное значение семейному воспитанию, а также работе детских, родительских и общественных организаций по реализации социальных проектов.
Социальное проектирование в школе для России вообще и для Республики Адыгеи в частности – совершенно новое дело, поэтому оно вызывает большой интерес педагогов. Ведь именно реализация своего собственного проекта в процессе конкретной, социально значимой деятельности позволяет ученикам приобретать столь нужные им навыки социализации, расширять коммуникативное пространство, решать возникающие проблемы эффективными, одобряемыми социумом методами. Это позволяет перестроить воспитательный процесс и по-новому организовывать профилактику негативных явлений в подростковой среде. Такой опыт, конечно, будет востребован во всех учебных заведениях.
Понятно, что реализация таких проектов – дело трудное, поэтому его участникам нужна поддержка, прежде всего надо обучить специалистов, работающих в школах, учителей-предметников, классных руководителей, психологов, социальных педагогов. Эту трудную миссию взял на себя Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, он предоставил тренеров – специалистов в области психологии, социологии, медицины, которые проводят тренинги, ролевые игры, практические занятия, делая все, чтобы педагоги овладевали современными, продуктивными методиками работы с подростками и семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Это очень обогащает педагогический инструментарий учителей и воспитателей, они могут практически сразу использовать все в повседневной практике.
В работе участников проекта сопровождают Центр психолого-педагогической помощи и кафедра психологии Адыгейского государственного университета. У психологов при этом реализуется своя программа «Пройти путь вместе», которая предполагает разработку методов оценки и мониторинга качества работы и методическое обеспечение участников проекта. Они разрабатывают и внедряют единую систему исследования личностных особенностей, социальных и жизненных навыков подростков группы риска, формируют компьютерный банк данных, разрабатывают и проводят тренинги для психологов и социальных педагогов, формируют методические рекомендации по социально-психологической работе с подростками группы риска и обобщают опыт работы пилотных учреждений. Аналитическую работу психологи центра ведут по двум целевым группам – ученики и педагоги.
Изюминкой проекта стало наставничество. Развивать эту эффективную форму работы с детьми группы риска помогает Адыгейский госуниверситет, где сформирована большая группа студентов-волонтеров, они и работают наставниками во всех пилотных образовательных учреждениях. Каждый наставник имеет свой план индивидуального сопровождения трудного подростка, формы сотрудничества тоже определяются индивидуально. Наставники помогают решать проблемы, связанные с учебой, взаимоотношениями в семье и в среде сверстников, проблемы организации досуга, приобретения социальных и жизненных навыков. Для наставников разработана своя, специальная программа обучения, в которой тренерами станут специалисты из Англии.
У проекта Европейского союза «Дети и молодежь группы риска» одна особенность: у его участников постоянно есть возможность обмениваться опытом. Опыт работы иностранных коллег участники проекта изучают во время ознакомительных поездок во Францию, Англию и Германию.
Комментарии