Еще один конкурс позади. Я ловлю себя на мысли, что уже не жду новых педагогических и методических открытий, потому как все новое оказывается хорошо забытым старым, а надеюсь лишь на неожиданные встречи с учителями, видящими жизнь нестандартно, любящими Слово и свою работу. В этот раз открытием, встречей-сюрпризом стало для меня знакомство с молодым педагогом из поселка Крылово Калининградской области Евгением Славгородским – самым молодым победителем в истории конкурса «Учитель года России».
На доске написано всего два слова – «Правило жизни», прикреплены репродукции портрета Владимира Мономаха и его знаменитой шапки. Евгений Славгородский давал урок в 7-м «Б» классе московской школы № 1542 по древнерусской литературе по «Поучению» Владимира Мономаха. Учитель постепенно, словно волшебник, приоткрывал перед семиклассниками удивительный мир дневнерусской литературы. Впрочем, семиклассники были ему под стать. Так, одна девочка без подсказки опознала написанную на доске загадочную букву глаголицы. Эта буква называлась «Слово».
– Слово в древнерусской литературе было Богом, а Бог есть любовь. Значит, «Бог, Любовь, Слово» были равновелики для наших древнерусских предков, – Евгений говорил о вечных вещах просто, мудро, без патетики. Как-то по-новому.
Этот совсем молодой человек, за плечами которого всего три года работы, продумал каждое слово, с изяществом выстроил композицию урока, закольцевав ее в самом финале. За 30 минут Женя успел сделать удивительно много: серьезно поработать со словом, показать культурологическую и лингвистическую ситуацию Древней Руси, сравнить ее с современностью, расширить понятие «мудрость», поговорить о таких вечных вещах, как Любовь, Бог, Мудрость, Добро и Зло. Поставить перед семиклассниками не только культурологические, но и нравственные проблемы. Дома же московским школьникам надо будет написать свое собственное поучение. В общем, урок был сверхдинамичным, живым, как и сам Евгений Славгородский. Может, поэтому он успевает учиться в аспирантуре, преподавать философию в Калининградском университете, хотя поселок Крылово находится в ста километрах от города, а в местном Доме культуры читать лекции «Поэты Восточной Пруссии».
– Я не волшебник, я только учусь и люблю учиться, – напоследок сказал Женя. – В школе мне приходится учиться любви и смирению. Литература мне интересна, потому что она пронизана человеком, она – окно в его бездну…
В полуфинал кроме Славгородского вышли также Наталья Шустрова из Псковской области, Людмила Четвертакова из Томска и Марина Котовская из Чукотского автономного округа.
Неожиданный сюрприз преподнесла учительница из 36-й школы города Томска Людмила Четвертакова. Она предложила семиклашкам приготовить сибирский бутерброд с кедровыми орехами, попутно открывая тайны новой части речи – причастия. Между делом Людмила Николаевна напомнила ребятам о многозначных словах, а также о словах иностранного происхождения. Четвертакова завершила урок вроде бы знакомыми словами, но с неожиданным финалом: любовь к русскому языку приходит во время его изучения. Изучайте, любите русский язык с аппетитом, – призвала она ребят.
И попросила выслать ей рецепты, тем более что у Людмилы Николаевны есть сборник «Русский язык в рецептах». В своем кратком анализе урока педагог обратила внимание жюри на то, что применила на уроке технологию игрового моделирования, очень любимую ее детьми.
Наталья Шустрова темой конкурсного урока выбрала мотив времени в стихотворении Бориса Пастернака «Снег идет».
– С чем ассоциируется время? – поинтересовалась у одиннадцатиклассников Наталья Викторовна и получила неожиданные ответы. У кого-то оно было сродни песочным часам, кто-то сравнивал его с бегущими овечками, а кто-то, как и Пастернак, со снегопадом. Думаю, Наталье Шустровой удалось заинтересовать ребят философской поэзией Бориса Леонидовича, да и поэтический текст они анализировали вполне компетентно. Наталья Викторовна предложила классу найти в стихотворении поэтические образы, принадлежащие миру природы и миру человека, а уж одиннадцатиклассники сами сделали вывод: мир природы вечен, а мир человека преходящ, может, потому жизнь людская у Пастернака в черных красках, а природа окрашена в вечный белый – цвет спокойствия и мудрости.
– Поразмышляйте о времени и о себе и напишите дома об этом эссе, – предложила в конце урока Наталья Шустрова, которая, как выяснилось, обладает не только педагогическим, но и психотерапевтическим талантом. А для учителя это тоже немаловажно.
Марина Котовская оказалась самой опытной полуфиналисткой. За ее плечами 22 года педагогического стажа. Может, поэтому она выбрала анализ эпического произведения «Холодная осень» мудрого Ивана Бунина. Урок Марина Викторовна провела как педагогическую мастерскую.
– Роль литературы – созидание, – считает Марина Котовская, – а роль литератора – объяснить это своим ученикам.
Впрочем, интересными были уроки не только у полуфиналистов. Мотивом дороги в лирике Александра Пушкина заинтересовался Андрей Трошин из гимназии № 3 города Иркутска. «Нам разный путь судьбой назначен строгой» – так звучала тема его конкурсного урока. С первых минут стало понятно, что Андрей Сергеевич выбрал классическую манеру преподавания.
– Подберите к слову «дорога» ассоциации, – предложил учитель в начале работы, – ведь этот образ сквозной у Пушкина.
Фантазии московским школьникам не занимать. Чего тут только не было: и свадебное путешествие, и черный кот, и даже извечные столичные пробки.
Следующим этапом урока стал поиск ключевых слов в стихотворениях великого поэта, а в финале Андрей Сергеевич предложил ребятам написать эссе на тему «Для меня мотив дороги в лирике Пушкина – это…». Своими основными методами на уроке, помимо поиска ключевых слов, Трошин назвал фронтальный опрос и работу в группах. Но, как признался педагог, ему не хватало эмоциональной раскованности, слишком мешало волнение, которое он так и не смог побороть.
Непростую задачу поставила перед собой Елена Белова из Екатеринбурга. На уроке развития речи по публицистике Дмитрия Лихачева она попыталась порассуждать с московскими семиклашками, кто же такой интеллигентный человек. А еще вспомнить вместе с ребятами, какие типы речи они вообще знают. На самоанализе Елена Геннадьевна подчеркнула, что ее урок – первый в системе по развитию речи «Как строится урок-рассуждение». Увы, ей помешала излишняя эмоциональность: Елена постоянно куда-то торопилась, доводя темп урока до немыслимого. Впрочем, заслугой педагога стало то, что она пыталась не только рассказать детям об особенностях типа речи «рассуждение», но и помочь им обозначить свою собственную нравственную позицию.
Несколько скованным показался на конкурсном уроке молодой учитель русского языка из города Миньяра Челябинской области Александр Машуков. Темой занятия он выбрал цитирование: попытался доказать ребятам, как с помощью высказываний писателей, поэтов и философов можно сделать нашу речь бочаге и образнее. Жюри, впрочем, упрекнуло Машукова, что он совсем не обратил внимания на повторение знаков препинания, увлекшись развитием речи. Зато одиннадцатиклассники успели прочитать свои небольшие патриотические эссе о любви к Москве и России.
…У каждого конкурса свое лицо, свой характер, свои победители. Думаю, в этом году оценивались прежде всего творчество и свежий, нестандартный взгляд на школу, детей, мир и самого себя. А еще – искренность и желание работать.
Комментарии